Нефтяники близки к налоговой реформе

Минэнерго готово заменить льготы на новых месторождениях налогом на добавленный доход
Мин­энерго согласилось заменить льготы на новых месторождениях налогом на добавленный доход/ Е. Разумный/ Ведомости

Спорящие о реформе Мин­энерго и Минфин готовы на компромисс, рассказали два чиновника обоих министерств. Минэнерго согласилось на предлагаемый Минфином налог на добавленный доход (НДД) не только для старых, но и для новых месторождений. Решение было принято на совещании у министра энергетики Александра Новака с компаниями на прошлой неделе, говорят чиновники.

В Минфин предложения не поступали, но с концепцией он согласен. «Мы изначально это и предлагали, это Минэнерго долго было против», – напоминает чиновник Минфина.

НДД должен заменить экспортную пошлину и частично НДПИ. Нагрузка будет зависеть не от добычи, а от доходов. Минэнерго было против НДД на новых месторождениях с льготами – проекты лишились бы их, а нагрузка выросла. Минфин же ставил ультиматум: НДД – для всех проектов.

Полк льготников

Налоговые льготы есть у 198 новых и действующих месторождений, по данным Vygon Consulting. Как правило, у компаний с льготами по пошлинам есть льготы и по НДПИ. Льгота по пошлинам действует до достижения внутренней нормы доходности в 16%.

Теперь Минэнерго предложит такие параметры НДД для новых месторождений, чтобы нагрузка не выросла. Минфин, по словам его чиновника, не настаивает на предложенной им ранее ставке (70%) и готов согласиться на более низкую, если она не ухудшит условия для бюджета. Впрочем, Минфин готов даже к небольшому снижению доходов бюджета, отмечает он.

Инициатором компромисса выступила «Газпром нефть», рассказывают два участника встречи в Минэнерго. Они пересказывают ее позицию: Минфин не отступит, можно так подкрутить параметры, чтобы нагрузка не выросла, а компании получили стимулы для старых месторождений. Нагрузка для проектов изменится по-разному, но возможны корректирующие коэффициенты, пересказывает чиновник: «Это усложнит конструкцию, но может стать компромиссом».

Представитель Минфина не ответил на запрос. Его коллеги из Минэнерго и «Газпром нефти» отказались от комментариев.

Параметры из проекта Минфина серьезно повышали нагрузку. Сейчас суммарная ставка НДПИ и пошлины для всех месторождений – 42% от цены нефти, а для льготируемых – 10%, по данным Vygon Consulting. До окупаемости проекта НДД выгоднее действующей системы, но после выхода на окупаемость нагрузка взлетит – 40% от цены нефти придется заплатить в виде НДПИ и пошлины плюс 70% нового налога с денежного потока, причем в том числе льготникам.

Минэнерго предлагало, например, привязать ставку НДПИ к колебанию цены на нефть, рассказал чиновник Минэнерго: это позволило бы сглаживать изменение нагрузки. Должно быть три уровня ставок: при цене до $15/барр., при $15–50 и более $50/барр.

Теоретически можно поиграть с параметрами НДД, подкрутить их – это математическая задача, говорит директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. И не только снижение ставки НДД, это также может быть снижение НДПИ и корректировка механизма переноса накопленных убытков, объясняет Борисов. Еще один способ – поднять уровень затрат для расчета налога, замечает Борисов: сейчас по законопроекту Минфина они не могут превышать $15 на баррель в рублевом эквиваленте. Если они превысят этот уровень, то придется платить НДД и до появления реальной прибыли, объясняет Борисов. Попробовать можно, но прежде стоит ответить на вопрос – а в принципе решаемая ли это задача, скептичен Борисов, месторождения настолько разные, что велик риск не прийти к компромиссу, который сейчас достигается льготами по пошлинам.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)