Трассу Москва – Санкт-Петербург достроит «дочка» «Мостотреста»

Платная дорога М11 должна быть готова к чемпионату мира по футболу
Последний участок трассы Москва – Санкт-Петербург построит структура «Мостотреста»/ Д. Абрамов/ Ведомости

Победителем конкурса на строительство и эксплуатацию 58–149-го км трассы Москва – Санкт-Петербург стала «Трансстроймеханизация», сообщила ГК «Автодор».

«Трансстроймеханизация» – «дочка» «Мостотреста» (до апреля 2015 г. его крупнейшим акционером была Marc O’Polo Investment, 68,45% которой принадлежало сыну Аркадия Ротенберга Игорю, теперь это НПФ «Благосостояние», подконтрольный РЖД), который уже построил два участка этой трассы и строит еще два. «Мостотрест» не принимает участия только в строительстве 543–684-го км дороги (см. таблицу).

Мощности уже развернуты на М11, завершая одни этапы, компания будет переходить к новым, говорил ранее «Ведомостям» представитель «Мостотреста». «Трансстроймеханизация» специализируется на строительстве плоскостных сооружений, тогда как «Мостотрест» – развязок и мостов, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

Последний участок платной дороги – это четырехполосная магистраль от Солнечногорска до Твери со скоростью движения 150 км/ч и семью развязками. «Мостотрест» также должен построить подъезд к Клину (4,5 км) и 49 сооружений, в том числе мост протяженностью 322 м.

Заявку на конкурс подавала также ДСК «Автобан». Обе компании прошли предквалификационный отбор в сентябре 2015 г., но на сам конкурс не пришли: не устроили финансовые условия, объяснил сотрудник одной из них. Госкомпания пошла на существенное снижение софинансирования со стороны исполнителя: с 13,96 млрд до 7,5 млрд руб. (с 20 до 10% стоимости проекта). Рынок ждал от госкомпании снижения финансовых обязательств инвестора, комментирует руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО центра» Евгений Мазур, и это произошло, к тому же первые два года финансировать строительство будет концедент (т. е. «Автодор»). Такой шаг со стороны госкомпании он считает оправданным – финансирование на рынке привлекать сложно и дорого, а дорогу М11 нужно строить всю, а не только отдельные секции.

Начальная стоимость контракта составляла 74,6 млрд руб. «Мостотрест» был готов построить за 74,5 млрд руб., а также 15,44 млрд руб. за 20 лет эксплуатации («Автобан» просил 15,46 млрд руб.). Поскольку «Мостотрест» уже работает на этой дороге, он мог оценить, где можно сэкономить, комментирует Рожков.

Заявки оценивались не только по цене, но и по комплексу критериев, в том числе учитывался опыт выполнения аналогичных работ, финансовая устойчивость, комментирует представитель ГК «Автодор». Выполненных аналогичных работ у «Автобана» было на 36 млрд руб., у «Мостотреста» – на 197 млрд. Финансовая устойчивость (собственные средства, при которых компания может выполнять заказ) «Автобана» была оценена в 4 млрд руб., «Мостотреста» – в 7,9 млрд. Сейчас в отрасли такая ситуация, что госзаказчик в первую очередь смотрит на финансовое состояние компании, с 95%-ной вероятностью можно было ставить на победу «Мостотреста», считает Рожков.

Теперь с «Мостотрестом» будет заключено долгосрочное инвестиционное соглашение, подписать его «Автодор» планировал до 19 августа.

Платная дорога М11 должна быть готова к чемпионату мира по футболу и полностью введена в эксплуатацию в мае 2018 г. Есть риски, что участок от Солнечногорска до Твери будет сдан ближе к 2019 г., предупреждал министр транспорта Максим Соколов в апреле. Но «Автодор» настаивает, что трасса будет полностью готова в 2018 г.