Как Apple удавалось платить в Ирландии 0,005%-ный налог на прибыль

И почему Дублин не хочет согласиться с Еврокомиссией и получить 13 млрд евро
Несмотря на минимальные налоговые платежи, Apple важна для экономики Ирландии, как и сотни других американских компаний/ Mark Lennihan/ AP

Хотя министерство финансов США резко раскритиковало решение Еврокомиссии доначислить Apple 13 млрд евро налогов в Ирландии, регулятор ЕС начал анализировать работу компании, ее способ регистрировать прибыль и платить налоги после того, как аналогичное расследование провел американский сенат. В мае 2013 г. гендиректор Apple Тим Кук заявил на слушаниях подкомитета по расследованиям, что компания «платит все налоги, какие обязана, с точностью до доллара». Хотя выводы сенаторов позволяли усомниться в этом, их расследование, касавшееся также Microsoft (тоже минимизировала прибыль в Ирландии) и Hewlett-Packard, не имело для компаний последствий в США.

В 1991 г. Apple заключила налоговое соглашение с властями Ирландии, в 2007 г. оно было заменено новым. В таких документах фактически проясняются вопросы налогообложения прибыли компании в стране, обычно они конфиденциальны, но о соглашениях с Apple стало известно после того, как сотрудники антимонопольного комиссариата ЕК стали пристальнее изучать выявленные сенатом факты, пишет Financial Times.

Ирландские «дочки»

Уже подкомитет выяснил, что налоговая схема строилась с участием двух ирландских подразделений – Apple Sales International (ASI) и Apple Operations Europe (AOE), они фигурируют и в расследовании ЕК. Первое закупает продукцию Apple у подрядчиков и перепродает розничным структурам в странах Европы, Ближнего Востока, Африки и в Индии. Прибыль от продаж в этих странах регистрируется в Ирландии, так как местные покупатели при приобретении продукции фактически заключают договор с ирландской компанией, ибо у нее нет постоянного представительства в этих странах. AOE производит некоторые линейки компьютеров Apple.

По договору о разделе затрат американская Apple передает ASI и AOE экономические права на использование интеллектуальной собственности, выяснили еще сенаторы. Хотя создается она в основном в США (95% на 2011 г.), ирландские компании выигрывают от этого гораздо больше, чем американская. В 2009–2012 гг. ASI заплатила по договору о разделе затрат $4,9 млрд, а торговля товарами Apple принесла ей $74 млрд. Американская Apple, заплатив за это время по договору $4 млрд, получила $38,7 млрд. Сенаторы усомнились в экономическом смысле такого взаимодействия, если только, заявляли они тогда, речь не идет о выведении $74 млрд из-под налогообложения в США.

Но и в Ирландии эти средства почти не облагались налогом. Соглашения с Дублином позволяли ASI, а также AOE приписывать почти всю прибыль своим «головным офисам», у которых не было ни сотрудников, ни помещений – лишь советы директоров. «Такие офисы существовали только на бумаге и не могли генерировать подобные прибыли. Эти прибыли, приписанные «головным офисам», не облагались налогом ни в одной другой стране вследствие специальных положений ирландского налогового законодательства», - заявила во вторник ЕК.

Пустые «головы»

Эти головные офисы, как выяснилось, не были налоговыми резидентами ни одной страны. В США – потому, что не были там зарегистрированы, а в Ирландии – потому, что ее резидентом считается только компания, которая из Ирландии же и управляется.

Что такое 13 млрд евро для Ирландии:

- годовой бюджет национальной системы здравоохранения; - в два с лишим раза больше, чем совокупные сборы по налогу на прибыль компаний в 2015 г.; - почти по 2700 евро на каждого жителя страны; - 5,1% ВВП за 2015 г.; - 7,2% государственного долга.

В ЕК проанализировали протоколы заседаний советов директоров головных офисов, которые проходили посредством телеконференций. Выяснилось, что все они длились не более 20 минут и на них не обсуждалось ничего, кроме управления денежными средствами и распределения дивидендов.

В результате в 2011 г., например, ASI зарегистрировала 16 млрд евро прибыли. Вся она была переведена на головной офис за исключением 50 млн евро, с которых Apple заплатила в Ирландии 10 млн евро налога. Эффективная ставка, таким образом, составила 0,05%. В 2014 г. она была 0,005%, хотя прибыль выросла. В 2003-2014 гг. Apple платила до 1% налога при стандартной ставке 12,5%. По мнению комиссара по антимонопольной политике ЕС Маргарет Вестагер и ее коллег, такое перераспределение прибыли было «искусственным» и Apple платила в Ирландии гораздо меньше налогов, чем другие компании. Поэтому они приравняли ее налоговые соглашения с Дублином к незаконной государственной помощи.

Охотничий билет

Решение ЕК может иметь более далекоидущие последствия как для Apple, так и для других американских транснациональных компаний. Вестагер фактически открыла сезон охоты европейских налоговиков на Apple, заявив, что власти других стран могут проанализировать доклад ЕК и выяснить, правильно ли компания регистрировала полученную от продажи продукции в их странах прибыль не в них, а в Ирландии. Они могут потребовать от Apple заплатить больше налогов на месте, что сократит ее выплаты в Ирландии, заявила Вестагер.

За последние 10 лет Apple заплатила на своих основных европейских рынках (за исключением Ирландии) 344 млн евро налогов, свидетельствуют подсчеты FT. Тогда как операционная прибыль за этот период составила $87 млрд при продажах в Европе на $250 млрд, по данным материнской компании. При этом налоговые претензии в других странах могут исчисляться по гораздо более высоким ставкам, чем в Ирландии: во Франции налог на прибыль достигает 33%, в Германии – около 30%, в Швеции – 22%.

В некоторых странах Европы налоговики уже пытаются взыскать дополнительные деньги с Apple. В 2015 г. компания согласилась заплатить 318 млн евро в Италии, которая вела расследование о переводе прибыли в Ирландию. «Если у ирландской компании есть постоянные представительства в других странах Европы, весьма вероятно, что им может перепасть гораздо больше средств от налога на прибыль», если же нет, единственный вопрос – «в компетентности комиссии», считает Ричард Харви, профессор Villanova University в Пенсильвании.

Apple утверждает, что ЕК подрывает международные усилия по реформированию налоговой системы, обращая внимание на то, где учитываются продажи, а не где создается стоимость. Позиция ЕК «расходится с реальностью», заявил Лука Маэстри, финансовый директор Apple: хотя закупками, дистрибуцией и логистикой занимается ирландское подразделение, исследования и разработки делаются в штаб-квартире в США. По мнению Маэстри, ЕК «делает вид, что вся ценность продуктов Apple генерируется в Корке», ирландском городе, где зарегистрированы подразделения компании.

«Семенной картофель»

Решение ЕК может затронуть и другие американские компании в Ирландии, в том числе Microsoft, об этом уже поговаривают в Брюсселе, отмечает FT. Неизвестно, сколько из них имеют конфиденциальные соглашения с властями. ЕК в своем решении упоминает около 10 примеров, в основном чтобы показать, что условия Apple были более привлекательными. Но их привлечение в страну для обеспечения притока инвестиций и создания рабочих мест – краеугольный камень экономической политики ирландских властей. Даже в 2010 г., прося о 67,5 млрд евро внешней помощи, Дублин не соглашался повысить ставку 12,5%. И сейчас правительство намерено отстаивать в суде законность соглашения с Apple, чтобы другие компании не начали сомневаться в том, что оно готово защищать их интересы. «Поступить иначе – все равно что начать есть семенной картофель», - заявил во вторник RTE министр финансов Майкл Нунан.

«Это исключительно вопрос репутации», - сказал Bloomberg Питер Вэйл, налоговый партнер Grant Thornton Ireland. По данным Американской торговой палаты в Ирландии, более 700 американских компаний имеют подразделения в стране, в которых работают 140 000 человек. В 2015 г. ВВП Ирландии статистически вырос на 26,3%, во многом из-за того, что ряд крупных компаний США провели слияния с целью перерегистрироваться в этой стране с низкими налогами.

Однако «живые» 13 млрд евро – лакомый кусок для многих в стране, которая долгие годы в борьбе с кризисом соблюдала режим жесткой бюджетной экономии, замораживая инфраструктурные проекты и расходы на соцпрограммы. «Оппозиция будет всерьез давить [на правительство], чтобы оно взяло эти деньги», - говорит Йон О’Мэлли, политолог из Dublin City University (цитата по The Wall Street Journal). Оппозиционная партия «Шинн Фейн» назвала идею подавать апелляцию на решение ЕК «абсурдной».