Статья опубликована в № 4157 от 09.09.2016 под заголовком: Расходы прорвали линию обороны

Минфин предлагает сократить военные расходы на 6%

Будут урезаны траты всех министерств и ведомств, стабильны лишь социальные расходы

Министерствам и ведомствам придется сокращать расходы по сравнению с 2016 г., чтобы уложиться в заявленный размер замороженных расходов – 15,787 трлн в 2017–2019 гг. Такие методические указания разослал Минфин. Под нож пойдет даже священная корова – расходы на оборону, рассказывают три федеральных чиновника.

Оборонные расходы в течение трех лет будут на 6% меньше, чем в этом году, говорят собеседники «Ведомостей». Из этой экономии 1% будет перераспределен на приоритетные программы и проекты, знает один из них. Речь идет обо всех расходах по статье «национальная оборона», уточняет сотрудник Министерства обороны. В 2016 г. на нее предполагается потратить 3,157 трлн руб. Таким образом, сокращение на 6% в номинальном выражении позволит сэкономить около 190 млрд руб. в 2017 г.

Не будут сокращаться социальные расходы. Остальные Минфин уменьшил на 6% в 2017 г. по сравнению с 2016 г., включая 1%, который резервируется на выполнение приоритетных проектов и программ, которыми занимается проектный офис в правительстве, рассказывает чиновник финансово-экономического блока. Теперь очередь ведомств представлять возражения.

На Сирию хватит

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, операция в Сирии и укрепление обороны на юго-западном направлении от сокращения расходов в таком размере не пострадают, а резервы можно найти в сфере гособоронзаказа и ряда других.

Минобороны знает об этих предложениях, говорит его сотрудник, если они будут приняты, будут сокращаться все расходы, а основное внимание будет уделено оптимизации расходов на закупку и разработку вооружений и капстроительство. Программы, исполнение которых будет растянуто на более долгий срок из-за сокращения расходов, будут рассмотрены в пятницу на заседании, посвященном новой госпрограмме вооружений до 2025 г. под руководством президента Владимира Путина, говорит менеджер оборонного предприятия.

В Минфине не ответили на запрос «Ведомостей». Сотрудник департамента информации Минобороны воздержался от комментариев.

Бюджетные расчеты на 2017–2019 гг. сделаны исходя из базового варианта обновленного прогноза Минэкономразвития, в котором цена нефти остается на уровне $40/барр. все три года. Доходы бюджета будут сокращаться всю трехлетку до 20-летнего минимума – 13,3% ВВП. В 2017 г. Минфин планирует собрать 12,3 трлн руб. Прогнозируется, что далее они будут увеличиваться на 300–400 млрд руб. в год.

В 2015 г. военные расходы были уменьшены на 3,8%, рассказывала в интервью «Военно-промышленному курьеру» замминистра обороны Татьяна Шевцова. А в 2016 г. – на 5%, напоминает федеральный чиновник, впрочем, другим министерствам заморозили 10% бюджетных лимитов. Без сокращения расходов дефицит 2016 г. превышает 4% ВВП, тогда как Минфин намерен уложиться в 3,3%. Далее он думает снижать его на 1 процентный пункт ежегодно. Но и при замораживании номинальных расходов на следующую трехлетку требуется либо сократить их на 3,5 трлн руб., либо на эту же сумму увеличить доходы, иначе последовательного снижения дефицита не состоится, следует из материалов Минфина к бюджетному совещанию на прошлой неделе. Кроме того, правительству нужно выполнять обязательства по индексации зарплат, пособий и пенсий, говорит федеральный чиновник, а наверняка будут еще и дополнительные решения, на которые потребуются деньги.

Так называемые незащищенные расходы можно сократить еще на 5% в 2017 г., отмечал в июле министр финансов Антон Силуанов, но «речь идет о точечных решениях». Сокращение на 5% тогда было неравномерным, указывал федеральный чиновник: по четырем программам расходы росли, а по остальным снижались на 30 или 40%. Например, финансирование по госпрограмме социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона предлагалось сократить сразу в 20 раз на трехлетку, более чем вдвое сокращались расходы к 2019 г. по ФЦП «Развитие Крыма и Севастополя». Закрытая часть госпрограмм (в основном это оборонные расходы) также сокращалась – на 15% за три года в реальном выражении. Все лето в правительстве шли совещания по расходам, говорит федеральный чиновник. В основном под нож идут инвестиционные расходы, сетует он.

Альтернатива – повышать налоги, спорит чиновник финансово-экономического блока. Пока предложенные Минфином варианты увеличения доходов за счет повышения налогов с 2018 г. правительство отвергает.

Нужно выбирать: или повышать доходы, или сокращать расходы, иронизирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, наименьшее зло – сокращение расходов, резервы для этого велики. После кризиса 1998 г. за два года на 10 п. п. сократили расходы и ничего страшного не произошло, вспоминает Гурвич. Но сокращать расходы Минфин особенно не может, поскольку у бюджета большие социальные обязательства и оборонные расходы, уверена Наталия Орлова из Альфа-банка. Сокращать расходы в номинальном выражении неизбежно, чтобы уложиться в заявленные лимиты, говорит Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ: будут расти процентные расходы бюджета, необходимо будет повышать пенсии, ведутся разговоры об индексации зарплат бюджетникам и госслужащим. Но если будут приняты крупные решения по повышению налогов, то расходы в номинале можно не сокращать, уточняет он, но, какую меру ни возьми, это в любом случае скажется на населении. Состояние и, главное, перспективы бюджета постепенно начинают оправдывать пессимистические варианты прогнозов, сказано в очередном мониторинге экономической ситуации, подготовленном РАНГХиС и Институтом экономической политики: «искусство бюджетной кройки и шитья имеет свои пределы».

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский