Экспортеры смогут отказаться от льгот по НДС

Для многих из них это обходится слишком дорого, считает правительство
Даже если экспортерам не нужна нулевая ставка, отказаться от нее сейчас нельзя/ Евгений Разумный/ Ведомости

Экспортеры смогут отказаться от нулевой ставки НДС и платить налог, как и остальные компании, по ставке 10 или 18%. Такой законопроект в понедельник одобрил комитет Госдумы по бюджету и налогам. Он был внесен правительством, первое чтение состоится 7 апреля.

НДС добавляется к цене товара или услуги по всей цепочке, продавец платит в бюджет только разницу между налогом, полученным при продаже товара и уплаченным при покупке, например, сырья. При экспорте действует ставка 0%, в том числе для некоторых услуг, связанных с экспортом, например перевозок. Если же налоговики не подтвердят право на ставку 0%, то НДС доначислят по ставке 18%. Но доказать право на нулевую ставку сложно, указывают авторы проекта.

Даже если экспортерам не нужна нулевая ставка, отказаться от нее сейчас нельзя, объясняет юрист адвокатского бюро А2 Максим Сафиулин, для некоторых это создает дополнительные трудности. Чтобы отказаться от льготы, экспортеры должны будут подать заявление в ФНС до начала периода, с которого они хотят платить НДС. Закладывать 10- или 18%-ный НДС придется во все операции, применять разные ставки налога нельзя и в зависимости от того, кто покупает такой товар или услугу, следует из проекта. Вернуться к нулевой ставке можно только через год.

Документы на вычет

При подтверждении нулевой ставки на товары экспортер должен предоставить контракт на их поставку, таможенную декларацию с отметками о проверке и вывозе, а также транспортные документы. По услугам – договор и транспортные документы. Но контрагенты не всегда вовремя предоставляют нужные документы, рассказывает Грачев.

Мера должна упростить применение вычетов по НДС, передал «Интерфакс» слова директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексея Сазанова. Компании смогут сами решать, применять нулевой НДС или собирать документы для его подтверждения. Мера может быть интересна небольшим компаниям, считает он.

Проблема даже не в документах, говорит старший юрист KPMG Андрей Грачев, а в неопределенности, подтвердят ли налоговики нулевую ставку. Споров из-за нее очень много, рассказывает он, особенно с перевозчиками, по-разному трактующими, что считать международной перевозкой. После споров с налоговиками начинаются и споры между контрагентами – получается, что пострадавшая компания платит доначисленный НДС за всю цепочку. Из-за девальвации цена таких споров для компаний растет, по валютным договорам приходится доплачивать НДС по текущему курсу рубля, в некоторых случаях сумма резко возрастает. При таких рисках сложно планировать денежные потоки, говорит налоговый менеджер крупного экспортера.

Инициатива может найти положительный отклик у экспортеров, считает Сафиулин. Но лучше упростить процедуру, чем разрешать отказываться от ставки 0%, говорит старший юрист «Щекин и партнеры» Виктор Андреев. При торговле с иностранными контрагентами 18%-ный НДС удорожит товары и сделает их менее конкурентоспособными, согласен менеджер. Мера может быть интересна компаниям, работающим с российскими заказчиками, которые смогут получить вычет по НДС, считает Грачев. Но если этот заказчик дальше экспортирует такой товар за границу по ставке 0%, все равно придется подтверждать ее, предупреждает он.