Технологическим гигантам грозят новые налоги на миллиарды долларов

Европейская идея ввести цифровой налог вдохновила страны и на других континентах
Один из главных вопросов этих дебатов – где должны платить налоги технологические гиганты/ Максим Стулов / Ведомости

Десятки стран Азии и Латинской Америки хотят обложить технологических гигантов новыми налогами. Они надеются, что это не позволит таким компаниям, как Alphabet и Facebook, скрыть от них доходы от экономической активности, которая все чаще происходит онлайн. На это их вдохновило предложение Евросоюза ввести так называемый цифровой налог, взимаемый с выручки иностранных технологических компаний, а не с прибыли. Если это произойдет, налоговые издержки компаний могут увеличиться на миллиарды долларов.

Изучают эту идею Южная Корея, Индия и как минимум еще семь стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Мексика, Чили и некоторые другие страны Латинской Америки. Предполагается, что эти налоги будут взиматься отдельно от налогов на прибыль. Правительства хотят ввести налог на продажу цифровых услуг в их стране подразделениями технологических компаний, находящимися за пределами этой страны. В некоторых случаях речь идет о таких услугах, как сбор данных о местных жителях для целевой рекламы в интернете. «Государства по всему миру теперь понимают, что должны ввести цифровой налог, – утверждает министр финансов Франции Брюно ле Мэр, лоббирующий введение этого налога в ЕС. – Это вопрос справедливости».

Еврокомиссия в марте предложила ввести цифровой налог, пока не будет заключено международное соглашение, решающее эту проблему цифровой экономики. Для его введения в ЕС необходимо одобрение всех членов блока, но некоторые страны не поддерживают идею. Среди них Ирландия, где находятся европейские штаб-квартиры многих технологических гигантов. Поэтому некоторые страны, например Великобритания, дали понять, что готовы действовать в одностороннем порядке. Евросоюз – крупнейший иностранный рынок для многих технологических компаний, поэтому, по оценкам блока, этот налог ежегодно приносил бы его бюджету около 5 млрд евро. В Азии цифровые налоги могли бы стоить компаниям еще дороже, поскольку их бизнес там растет быстрее и в этих странах больше интернет-пользователей.

Первой среди развитых стран, кто введет налог с продаж цифровых услуг, станет Великобритания. В понедельник министр финансов страны Филип Хэммонд объявил, что страна введет налог в 2020 г. Он будет взиматься, когда компания получает в сумме от 500 млн фунтов ($640 млн) глобальной выручки в год, пояснил Хэммонд. Министерство ожидает, что будет получать 400 млн фунтов ($512 млн) такого налога в год.

9,4 млрд рублей

Столько заплатили иностранные компании «налога на Google» в 2017 г., сообщал руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Всего на налоговый учет добровольно встали 143 компании, рассказывал он в феврале 2018 г. Закон, обязывающий иностранцев платить НДС при продаже электронных услуг, Госдума приняла летом 2016 г. Из крупных технологических и интернет-компаний в ФНС были зарегистрированы Apple Distribution International, Google Commerce Ltd, Microsoft Ireland, Netflix International B.V. и Wargaming Group Ltd, Bloomberg и др. А первым уведомлять пользователей о необходимости платить НДС еще в конце 2016 г. начал Google.

Технологический сектор против этих предложений. В пятницу вашингтонская лоббистская организация Information Technology Industry Council, представляющая интересы Google и Facebook, предупредила, что цифровой налог «представляет реальную и значительную угрозу для компаний из всех отраслей» и может превратиться в двойное налогообложение. Против этого налога выступают также лоббисты транснациональных корпораций и страны с большим экспортом. По их мнению, появление новых правил, отличающихся в разных странах, может навредить небольшим фирмам, привести к двойному налогообложению и отпугнуть иностранных инвесторов.

Google и Facebook отказались от комментариев.

Один из главных вопросов этих дебатов – где должны платить налоги технологические гиганты. Согласно международным налоговым принципам прибыль облагается налогами там, где создается стоимость. Но в случае технологических компаний не всегда ясно, где это происходит. Американские технологические компании часто отчитываются о небольшой прибыли за границей, поэтому платят мало налогов на прибыль в тех странах, где продают свои услуги. Они объясняют это тем, что пользователи на самом деле приобретают услуги у подразделений, которые зачастую находятся в странах с привлекательной налоговой юрисдикцией. Под растущим политическим давлением Amazon, Facebook, Google и другие компании стали отчитываться о более высокой выручке в тех странах, где они ведут бизнес. Но они также отчитываются и о росте местных издержек, что во многом компенсирует увеличение доходов.

Международные переговоры по этой проблеме возглавляет ОЭСР, которая хочет найти решение в 2020 г. Предложение стран ввести собственные цифровые налоги создает стимул сделать это быстрее, отмечает директор Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Паскаль Сен-Аман: «Мы осознаем, что есть некоторое разочарование и политическая срочность». Министр финансов США Стивен Мнучин выразил обеспокоенность «односторонними и несправедливыми» предложениями, направленными против американских технологических компаний, и призвал другие страны работать над глобальным планом с ОЭСР.

Тем не менее депутаты Южной Кореи в ближайшие дни будут обсуждать, вводить ли цифровой налог. По их оценкам, выручка иностранных технологических компаний в стране достигла 5 трлн южнокорейских вон ($4,4 млрд) в 2017 г., но при этом они заплатили менее 100 млн вон налогов (менее $88 000). «ЕС стал ориентиром для многих азиатских стран», – говорит специалист по информационным технологиям Пан Хёчан, чей доклад о цифровых налогах используют депутаты.-

Перевел Алексей Невельский