ЦБ приостановил лицензию на ОСАГО «Росгосстраху»

Страховщик необоснованно отказывал в продаже ОСАГО, а также не предоставлял клиентам законную скидку за безаварийную езду
Лицензия «Росгосстраха» приостановлена из-за неисполнения компанией предписания ЦБ/ Д. Новожилов/ Ведомости

Центробанк ограничил лицензию на ОСАГО «Росгосстраху», занимающему свыше 35% рынка, сообщил регулятор. Лицензия приостановлена из-за неисполнения компанией предписания ЦБ. Гендиректор компании Дмитрий Маркаров отказался от комментариев, сославшись на отсутствие информации о приостановке лицензии.

В прошлом году страховые сборы «Росгосстраха» росли быстрее рынка - 27,2% (до 142,8 млрд руб.) против 9,2%. Именно полисы ОСАГО обеспечили страховщику такой рост. На 2015 г. у компании более амбициозные планы: увеличить сборы до 200 млрд руб., причем за счет ОСАГО. Компания будет увеличивать сборы в ОСАГО, усиливая автогражданку добровольными видами, бороться за лидерство в автокаско (в 2014 г. она заняла 2-е место после «Ингосстраха»), а также продвигать накопительное страхование жизни и развивать проекты с партнерами, говорил ранее Хачатуров.

«Росгосстрах» необоснованно отказывал в продаже ОСАГО и навязывал дополнительные услуги, сообщил ЦБ. Также страховщик не предоставлял клиентам законную скидку за безаварийную езду - не применял коэффициент бонус-малус (КБМ), который учитывается при расчете стоимости полиса и может как понизить, так и повысить полис в зависимости от наличия или отсутствия аварий.

Это носило массовый характер, отмечает ЦБ. С 1 апреля по 25 мая 2015 г. в ЦБ поступило более 2300 жалоб на «Росгосстрах». С начала года компания получила 385 предписаний Банка России. В отношении компании вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности за отказ в ОСАГО и навязывание дополнительных услуг.

Решение вступит в силу после опубликования в «Вестнике Банка России». С этого момента компания не сможет продавать ОСАГО, но обязана будет урегулировать убытки по старым договорам. ЦБ будет контролировать осуществление страховщиком выплат по ОСАГО, говорится в сообщении Банка России.

О том, что автовладельцы жалуются на «Росгосстрах», сообщала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По ее данным, в прошлом году поступило 7000 жалоб, львиная доля из которых приходится на эту компанию. «Нагрузка» к полису может стоить до 5000 руб., сетовал представитель службы. Первые сообщения о том, что страховщики продают ОСАГО лишь вместе с полисами страхования от несчастного случая, жизни или имущества, начали поступать еще весной 2013 г., сообщала ФАС. Тогда президент «Росгосстраха» Данил Хачатуров объяснял "Прайму", что обязательная продажа дополнительных полисов - инициатива скорее самих агентов: «Так как по ОСАГО комиссионное вознаграждение платить мы больше не можем <...> конечно, они стараются максимально продвигать этот продукт. Каждый по-разному продвигает, если мы где-то что-то нарушаем, нам ФАС говорит об этом».

Сами сотрудники компании ссылались на внутренний приказ, в соответствии с которым продавать полис ОСАГО можно только совместно с полисом «РГС-Фортуна «Авто» (от несчастного случая) и другими полисами добровольного страхования, отмечала ФАС.

Жалобы ЦБ отрабатывались в рабочем режиме, никогда не служили поводом для таких радикальных решений; число претензий, опубликованных ЦБ, - это тысячные доли процентов от проданных полисов; неисполненных предписаний на данный момент нет, прокомментировала пресс-служба «Росгосстраха». Компания добровольна три месяца назад ввела «период охлаждения» (клиенты могут вернуть страховку и получить деньги обратно).