Единственный иностранный регистратор Computershare уходит из России из-за «волатильной бизнес-среды для иностранцев»

Его бизнес выкупит Олег Жизненко и его партнеры
«Основной причиной данной сделки является волатильная бизнес-среда для иностранных компаний в России», – указано в сообщении Computershare/ М. Стулов/ Ведомости

Среди клиентов «Компьютершер» около 3000 компаний, в том числе «Норникель», «Лукойл», «Аэрофлот», «Трансаэро», «Полюс золото», «Уралкалий», МТС, «Вымпелком», «Мегафон», ОГК-5, ОГК-3.

Австралийский Computershare продает свою дочернюю компанию «Компьютершер регистратор» группе независимых российских инвесторов – Олегу Жизненко, Ивану Тырышкину, Олегу Савченко и Александру Москаленко. Об этом «Компьютершер» сообщает сегодня на своем сайте.

«Основной причиной данной сделки является волатильная бизнес-среда для иностранных компаний в России», – указано в сообщении. Цена сделки не разглашается.

«Сделка – в моих интересах и в интересах моих друзей и партнеров», – пояснил «Ведомостям» Олег Жизненко.

Идея такой сделки принадлежала ему, рассказывает Жизненко, это было интересно и Тырышкину, который много лет занимался инфраструктурой фондового рынка и знает его. Тырышкин – известный финансист, бывший президент НП «Фондовая биржа РТС», бывший топ-менеджер ОФГ и Deutsche UFG, брокера «Атон-лайн».

Другие партнеры Жизненко – депутат Госдумы Олег Савченко, известный тем, что в январе терялся в Антарктиде, и совладелец Европейской подшипниковой корпорации Александр Москаленко.

«Это тоже мои друзья, которые заинтересовались этой идеей, и мы решили участвовать в сделке вчетвером – по 25% на каждого», – поясняет Жизненко.

Жизненко параллельно является гендиректором «Регистратора «Р.О.С.Т.», основного конкурента «Компьютершер». «Р.О.С.Т.» контролируется Романом Абрамовичем.

Возникает прямой конфликт интересов, и Жизненко «просчитывал, как этот конфликт может быть устранен», говорят два его знакомых. «Возможны два варианта – либо уход Жизненко из «Р.О.С.Та», либо – объединение «Р.О.С.Та» и «Компьютершера» в какой-то отдаленной перспективе. Спешить с этим не будут», – говорят они. Жизненко это не комментирует.

Он подчеркивает, что новые владельцы не планируют менять бизнес-модель и команду «Компьютершера», руководители компании Сергей Бережной и Вадим Протасенко «остаются на своих местах».

«Уверены, что в результате данной сделки с группой независимых инвесторов и благодаря уже достигнутым результатам на российском рынке наши клиенты и сотрудники получат новые преимущества с учетом их локального профессионального опыта», – следует из сообщения австралийской компании.

Computershare – один из лидеров российского рынка регистраторских услуг и единственный иностранный игрок.

Гаврилов заявлял, что вопрос может стоять как о полном запрете деятельности структур иностранных регистраторов, так и о переводе «наших стратегически значимых предприятий на обслуживание в контролируемые государством российские компании с целью обеспечения надлежащего уровня контроля, безопасности и конфиденциальности». Сам Гаврилов также является членом консультационного совета ВТБ.

В ноябре Национальная фондовая ассоциация предложила ЦБ ограничить долю иностранцев в регистраторском бизнесе 25%. «В результате наложенных на страну санкций существенно возрастают риски, связанные с деятельностью регистраторов, подконтрольных иностранным собственникам», – писал президент НПФ Константин Волков первому зампреду ЦБ Сергею Швецову. Волков в то время входил в совет директоров дочернего регистратора Сбербанка «Статус».

В Россию Computershare пришел в 2003 г., его стратегия заключается в постепенном увеличении доли и поглощении крупных игроков с большой клиентской базой (НРК, «Регистратор Никойл»).

Когда пришел «Компьютершер», владельцы крупнейших частных компаний России, «голубых фишек», сознательно переводили к нему свои реестры, потому что это независимый игрок, нет риска конфликта интересов», – рассказывает руководитель одного из российских регистраторов.

Эти страхи у них из 1990-х гг., когда в ходе недобросовестной конкурентной борьбы разные группы использовали для захвата активов недобросовестных регистраторов. Поэтому в 1990-е гг. практически все крупные собственники создавали родственных регистраторов, не доверяя ведение реестра акционеров сторонним организациям.

«Компьюершер» принес на российский рынок новые технологии и новые правила игры», – говорит один из его контрагентов.

Сейчас доля «Компьютершер» – 10,5% (2-е место), у лидера регистратора «Р.О.С.Т.» – 12,5%, оценивает Жизненко. С такой оценкой согласен зампред совета директоров отраслевой СРО ПАРТАД Петр Лансков.

Австралийцы решили уйти из России из-за давления, которое началось осенью прошлого года, рассказывали «Ведомостям» руководители трех регистраторов и отраслевой лоббист.

Председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов заявил о необходимости поставить вопрос как о полном запрете деятельности структур иностранных регистраторов, так и о переводе «наших стратегически значимых предприятий на обслуживание в контролируемые государством российские компании с целью обеспечения надлежащего уровня контроля, безопасности и конфиденциальности». «В результате наложенных на страну санкций существенно возрастают риски, связанные с деятельностью регистраторов, подконтрольных иностранным собственникам», – писал в конце 2014г. президент Национальной фондовой ассоциации Константин Волков первому зампреду ЦБ Сергею Швецову. НФА предлагала ЦБ ограничить долю иностранцев в регистраторском бизнесе 25%.

Покупкой «Компьютершера» в последние полгода интересовалась Московская биржа, а также ИФД «Капиталъ» Леонида Федуна, рассказывали «Ведомостям» руководители нескольких регистраторов и источник, близкий к бирже. Официально Московская биржа и ИФД «Капиталъ» это не подтверждали.