Деньги пенсионного фонда «Русский стандарт» могли попасть к Анатолию Мотылеву

Центробанк развернул сделку
Знакомый Тарико подтверждает, что ЦБ развернул сделку, «фактически оградив фонд от покупки токсичных активов Мотылева»/ Е. Кузьмина/ Ведомости

НПФ «Русский стандарт» был единственным сторонним пенсионным клиентом УК «Интерфин капитал» Анатолия Мотылева, операции которой с пенсионными деньгами «за исключением действий, направленных на устранение нарушений законодательства» ЦБ заблокировал 2 июля. Свыше 90% активов под управлением «Интерфина» составляли деньги фондов Мотылева. Договор на управление своим пенсионным портфелем с «Интерфином» НПФ «Русский стандарт» заключил в конце мая, сообщал фонд.

Это была лишь часть сделки Тарико с Мотылевым, расторгнутой по требованию регулятора, рассказали «Ведомостям» топ-менеджер НПФ, знающий это от сотрудников регулятора, и три контрагента НПФ «Русский стандарт».

Целью сделки, по словам собеседников «Ведомостей», был кредит: «Структуры Тарико прокредитовались в [крупнейшем банке Мотылева] «Российском кредите», средства нужны были на уплату в июне алкогольных акцизов [холдингом Тарико «Руст»]», – рассказывает контрагент фонда «Русский стандарт» и «Интерфина». Мотылев выдвинул условие: купить на сумму, сопоставимую с кредитом, ипотечные бумаги, выпущенные его структурами для финансирования его проектов в недвижимости. Это ипотечные сертификаты участия (ИСУ), в них НПФ могут вкладывать до 40% пенсионных накоплений.

Так в кредитной сделке Тарико появился его пенсионный фонд, объясняют два контрагента фонда: через «Интерфин» в портфель «Русского стандарта» были куплены ИСУ примерно на 1 млрд руб. К июлю в «Русском стандарте», по расчетам гендиректора компании «Пенсионный партнер» Сергея Околеснова, было 4,6 млрд руб. накоплений.

«По сути, Тарико взял деньги из своего же фонда – но при этом на фонд легли риски Мотылева», – признает знакомый Тарико, знающий об этой сделке.

Сделка не ускользнула от внимания ЦБ, говорят собеседники «Ведомостей». «ЦБ с весны следил за операциями структур Мотылева, – говорит финансист, обсуждавший ситуацию вокруг активов Мотылева с сотрудниками ЦБ. – И как только они увидели, что риски начали расползаться на других участников пенсионного рынка, сразу сделку развернули, а «Интерфин» заблокировали». «ЦБ отреагировал моментально: буквально через день после того, как «Русский стандарт» получил ИСУ в свой портфель, ЦБ потребовал от фонда и «Интерфина» отменить сделку и вернуть деньги в фонд», – говорили собеседники «Ведомостей». Знакомый Тарико подтверждает, что ЦБ развернул сделку, «фактически оградив фонд от покупки токсичных активов Мотылева».

«Все средства НПФ «Русский стандарт» из УК «Интерфин» выведены», – заявил вчера представитель фонда, подчеркнув, что фонд «осуществляет инвестиции в высоконадежные активы и компании в соответствии с законом и требованиями ЦБ». Почему фонд сотрудничал с «Интерфином», в какие активы через него инвестировал и получал ли в связи с этим вопросы от ЦБ, он не комментирует.

После разворота сделки с Мотылевым Тарико, по словам его знакомого, пришлось срочно искать деньги, чтобы погасить ссуду «Роскредиту». Выручил Бинбанк, утверждает он. Представитель Бинбанка это не комментирует. Компании Тарико недавно начали обслуживаться в Бинбанке, знает контрагент группы «Бин».

Работать с группой начал и НПФ Тарико. Фонд «Русский стандарт» 24 июня заключил договор с УК «ЕФГ управление активами», которую участники рынка связывают с группой «Бин». «Цель сотрудничества – эффективное управление пенсионными накоплениями НПФ «Русский стандарт», – заявил гендиректор «ЕФГ управление активами» Алексей Кузнецов.

Представитель Тарико отказался от комментариев. «Интерфин» не ответил на запрос «Ведомостей». ЦБ не комментирует ситуацию.