Страховщики будут возвращать клиентам деньги за навязанные услуги

У тех будет пять дней, чтобы отказаться от нагрузки
РСА вводит пятидневный «период охлаждения», заявил вчера его президент Игорь Юргенс/ М. Стулов/ Ведомости

Навязывание услуг при продаже полисов ОСАГО – одна из наиболее частых жалоб в ЦБ на страховщиков, они исчисляются сотнями, говорил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Первым «период охлаждения» (трехдневный) добровольно ввел в конце декабря 2014 г. «Росгосстрах» – он распространялся на полисы страхования от несчастных случаев. В ряде регионов клиенты страховщика жаловались Федеральной антимонопольной службе на то, что покупка такого полиса была обязательным условием продажи ОСАГО.

С октября у автомобилистов появится возможность вернуть деньги за добровольные полисы, навязанные им страховщиками в дополнение к ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) вводит пятидневный «период охлаждения», заявил вчера его президент Игорь Юргенс. В правила профессиональной деятельности страховщиков будут внесены изменения, которым обязаны будут следовать все участники рынка ОСАГО. По словам Юргенса, «период охлаждения» должен действовать пять дней после заключения договора: страхователи смогут вернуть деньги за полисы со сроком действия не более 30 дней и при отсутствии страховых событий в этот период. Продавцы полисов должны уведомлять о такой возможности всех клиентов, добавил он (цитаты по «Интерфаксу»). С ЦБ введение «периода охлаждения» согласовано, знает человек, близкий к РСА, правда, пока не определено, сможет ли клиент вернуть деньги полностью или частично. В проекте правил говорится, что клиент вправе вернуть 100% уплаченной премии, только если за пять дней не произошло убытков, иначе сумма будет рассчитываться пропорционально сроку, в течение которого действовал договор, говорит представитель РСА. Окончательное решение примет президиум РСА до конца октября.

ЦБ поддерживает введение пятидневного «периода охлаждения» на рынке ОСАГО и считает обозначенные РСА сроки реальными, говорится в ответе регулятора.

Если услуга клиенту действительно навязана, то у него должно быть право от нее отказаться, согласен заместитель предправления «Согаза» Дамир Аксянов. Но возможны и обратные ситуации, когда клиент по собственной воле сначала хочет приобрести полис добровольного страхования, а затем почему-то решает расторгнуть договор, отмечает он. Тогда при расторжении договора премия должна возвращаться клиенту не только пропорционально сроку, в течение которого действовал договор, но и за вычетом расходов страховщика на ведение дел, убежден он. Есть и скрытый риск – убытки, произошедшие за короткое время действия договора, но не заявленные в страховую компанию, предупреждает Аксянов.