Страховщики заплатят штраф за неверный расчет скидки по ОСАГО за безаварийную езду

Он будет превышать среднюю стоимость полиса
С 2013 г. при продаже полиса ОСАГО автостраховщики обязаны вносить все сведения о страхователе и его автомобиле в единую информационную базу РСА и проверять коэффициент бонус-малус/ З. Милявская/ Ведомости

Российский союз автостраховщиков (РСА) до конца года начнет штрафовать автостраховщиков за неверное применение коэффициента бонус-малус (КБМ) при продаже полисов ОСАГО, сообщил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Штрафы хоть и крайняя, но логичная мера, считает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. По его словам, ЦБ оказывает давление на рынок в виде постоянных запросов и предписаний, касающихся неправильной работы с единой базой и неверным расчетом КБМ. Пора уговоров, наверное, прошла, считает он. Однако простое введение штрафов, по его мнению, не выход из сложившейся ситуации, нужен комплекс мер, в том числе совершенствование работы информационной системы РСА. Сейчас, например, страховщики могут корректировать вносимую в систему информацию, что неправильно, полагает он. Нужно серьезно повысить дисциплину и усилить контроль страховщиков за тем, насколько корректно применяется КБМ, в том числе страховыми агентами, считает Кочетков, а «РСА нужно постараться исправить уже имеющиеся ошибке в системе и обеспечить корректность их внесения».

КБМ среди прочих коэффициентов (территориального, стажа водителя, мощности автомобиля и др.) учитывается при расчете стоимости полиса. Аккуратным водителям он дает право на скидку, виновники же ДТП, напротив, платят надбавку к цене.

Сейчас никаких наказаний за неверный расчет скидок не предусмотрено. Но президиум РСА решил теперь ввести штрафы за непредоставление скидки или же за неправильное внесение в базу данных РСА информации, необходимой для корректного расчета коэффициента бонус-малус, сообщил Уфимцев.

Если компания не предоставила скидку или рассчитала ее неверно, клиент может пожаловаться в РСА. Если жалоба обоснованна, страховщик получит штраф, обещает Уфимцев. «Обсуждается возможность введения штрафов в 10 000 руб. за каждый доказанный случай нарушения применения коэффициента бонус-малус по вине страховщика», – добавляет он. Для сравнения: средняя стоимость полиса ОСАГО для опытных и аккуратных водителей в Москве составляла 5200 руб., сообщал РСА.

За несвоевременную загрузку данных в систему информации по договорам ОСАГО, в том числе о случившихся убытках, за неполноту предоставления информации или внесение исправлений в систему штрафы будут варьироваться в пределах 50 000–100 000 руб., а при повторных нарушениях сумма может доходить до 200 000 руб. Градация штрафов еще уточняется, добавил он.

ЦБ изначально предлагал еще более высокие штрафы, чтобы отвадить от нарушений не только небольшие компании, но и даже самые крупные, знает один из членов президиума РСА.

РСА сдержал обещание

«Последние наши договоренности с РСА показали, что где-то к декабрю, по их обещаниям, будет качественный скачок в практике расчета коэффициента бонус-малус», – рассказывал зампред ЦБ Чистюхин в начале октября.

Неправильный расчет КБМ – одна из самых частых жалоб на страховщиков. Каждую неделю в ЦБ со всей России поступает 1400–1500 жалоб на страховщиков, половина из них – жалобы на неверное применение КБМ, уточнил руководитель службы по защите прав потребителей ЦБ Илья Кочетков. Среди основных причин возникающих проблем при определении КБМ являются операционные ошибки, из-за которых компания вовремя не внесла данные в систему. Иногда страховщики не проверяют КБМ по единой базе, перечислил Кочетков. Но иногда виноваты и сами автомобилисты, замечает он, которые не уведомляют страховщика, например, о смене документов.

С 2013 г. при продаже полиса ОСАГО автостраховщики обязаны вносить все сведения о страхователе и его автомобиле в единую информационную базу РСА и проверять коэффициент бонус-малус. Доступ к единой базе есть у всех страховщиков. Однако первоначально «база наполнялась недобросовестной информацией», признавал ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин, объясняя этим вал жалоб в ЦБ.

Сейчас РСА предпринимает дополнительные усилия для «вычитки базы данных союза от ошибочной информации, попавшей туда из-за операционных ошибок компаний при внесении информации по договору, или от ошибок, связанных с непредставлением необходимых данных, например о смене автомобиля, самим страхователем», говорит Уфимцев.