Центробанк поддержит кредиторов «Трансаэро»

Банкам, кредитовавшим авиакомпанию, разрешат создавать резервы в течение года
«Трансаэро» создала проблемы многим банкам/ Марина Лысцева/ ТАСС

ЦБ намерен дать банкам – кредиторам «Трансаэро» отсрочку по созданию резервов, заявила в пятницу председатель ЦБ Эльвира Набиуллина: «Сейчас обсуждается вариант растянуть это до года», решение еще не принято, но регулятор его готовит.

«Трансаэро» к сентябрю была должна 250–260 млрд руб.: 80–85 млрд – банкам, 150 млрд – лизингодателям. ВТБ на конец II квартала компания должна была 12,7 млрд руб., следовало из ее отчета. Более 10 млрд руб. обеспечено госгарантией (в том числе 9 млрд руб. – от ВЭБа), говорил президент ВТБ Андрей Костин, обязательства «Трансаэро» перед «ВТБ лизингом» – примерно 40 млрд руб., обеспечены 21 самолетом (цитаты по «Интерфаксу»). Газпромбанку «Трансаэро» должна 8 млрд руб., говорилось в отчете компании, другие крупные кредиторы не указывались. Сбербанку «Трансаэро» должна 6 млрд руб., долг не обеспечен госгарантией, рассказывал ТАСС президент госбанка Герман Греф. Другие кредиторы ­– Альфа-банк, Промсвязьбанк, «Абсолют банк», МКБ, Новикомбанк, МФК, Московский индустриальный банк, МТС-банк, «Банк БФА», «ФК Открытие» и Внешпромбанк.

В конце октября зампред ЦБ Василий Поздышев собирал банкиров – кредиторов «Трансаэро» и обсуждал, кто какие понесет потери в случае банкротства должника, насколько эти кредиты зарезервированы, какая может понадобиться отсрочка и другие меры, рассказывали два участника встречи.

Для Сбербанка и Альфа-банка отсрочка не критична: риски не очень большие, объясняет аналитик Fitch Александр Данилов, но может быть более значимой для Новикомбанка и ряда других. Значительные риски на «Трансаэро» у ВЭБа с учетом лизинговой «дочки» (ей «Трансаэро» должна 55 млрд руб.), но ЦБ не регулирует лизинговую отрасль, а ВЭБ имеет особый статус.

У некоторых банков – кредиторов «Трансаэро» уровень риска достигает половины капитала, рассказывает аналитик Moody’s Семен Исаков, и отсрочка ЦБ по резервированию позволит им амортизировать потери. В начале ноября Moody’s понизило рейтинг МФК, отметив, что после банкротства крупнейшего заемщика просроченная задолженность может достигнуть 10% портфеля, а к середине 2015 г. покрытие резервами плохих долгов упало до 26 с 46% на начало года. «У МФК высокая прибыль до резервов, и, если не будет дефолтов по другим крупным заемщикам, банк с помощью этой меры [отсрочка по резервам] сможет переварить убытки», – считает Исаков. Банк воспользуется возможностью создавать резервы в течение года, заявил представитель МФК.

Послабления ЦБ по созданию резервов могут оказаться критичными для Новикомбанка, указывает аналитик Moody’s Елена Редько: если бы ему пришлось создать все резервы сразу, ему могло бы не хватить капитала – кредит «Трансаэро» составляет около 50% капитала первого уровня Новикомбанка. «Ростех» заявлял, что в рамках программы докапитализации АСВ пополнит капитал Новикомбанка на 3,6 млрд руб., продолжает она, а послабление ЦБ дает время на это. Такое решение ЦБ ожидаемо, заявил представитель Новикомбанка, оно поддержит кредитование.

«Абсолют банк» даже при одномоментном создании резервов по кредиту «Трансаэро» не нарушил бы нормативов, но поддерживает предложение ЦБ, заявил его представитель. ВТБ, Альфа-банк, МКБ от комментариев отказались.

Отсрочка по резервированию кредитов «Трансаэро» даст банкам возможность заработать, чтобы не было резкой просадки регулятивного капитала, говорит Данилов: средняя прибыль до создания резервов – около 2% от кредитного портфеля, а хватит ли этого, будет зависеть от того, как банки смогут реализовать залоги, получить возмещение по госгарантиям и появятся ли у них какие-то еще проблемы.