Статья опубликована в № 3968 от 26.11.2015 под заголовком: Миллиард в телефоне

К концу года в мире будет 1 млрд пользователей мобильного банкинга

Девайсы помогают банкам дотянуться даже до жителей беднейших стран
  • Татьяна Бочкарева

В 2015 г. количество пользователей мобильного банкинга достигнет 1 млрд, а в 2020 г. – 2 млрд, следует из отчета Juniper Research. Если банк хочет привлечь клиентов моложе 30 лет, ему нужно делать больше приложений для девайсов и активнее работать в социальных сетях, говорит начальник аналитического отдела Juniper Нитин Бхас: банковские сайты молодежи не подходят, поскольку «большую часть времени они пользуются мобильными устройствами».

По оценке Juniper, число обращений к банковскому счету при помощи умных часов за пять лет увеличится с 10 млн до 100 млн. Но у большинства банков предложение для таких девайсов «рудиментарно», если оно вообще есть, продолжает Бхас, «большинство ограничиваются информацией о балансе», хотя, например, Apple Watch умеет гораздо больше: переводить деньги на счет, оплачивать счета и совершать бесконтактные платежи.

Количество пользователей мобильного банкинга растет быстрее прогнозов: год назад Juniper предсказывала, что рубеж в 1 млрд будет пройден в середине 2016 г. Рост в основном приходится на развивающиеся страны, в том числе на такие, где у многих жителей нет не то что кредитного рейтинга, а даже банковского счета.

Число таких жителей составляет примерно 2 млрд и сейчас около 40 финансовых стартапов изобретает способы оценить их кредитоспособность по привычкам и ежедневной рутине, о которых может рассказать их мобильный телефон, пишет Bloomberg. Некоторые из этих стартапов опираются на поддержку сооснователя PayPal Питера Тиля и председателя совета директоров eBay Пьера Омидьяра. «Если хотя бы одна из этих моделей окажется успешной, последствия для сектора финансовых услуг и международного развития будут огромными, – говорит профессор финансов Северо-Западного университета (штата Иллинойс) Пол Кристенсен. – Открывается совершенно новый рынок».

Личные риски

JPMorgan заблокирует клиентам доступ к интернет-счетам, если для входа они используют программы по управлению личными финансами (Quicken и Quickbooks). Чтобы продолжать пользоваться ими, до середины февраля они должны выполнить инструкции банка. Сообщение было разослано сотням тысяч человек.

Такие компании используют данные мобильных телефонов, поиска в интернете, активности в социальных сетях, счета оплаты коммунальных услуг и результаты психометрических тестов. Эти данные дают банкам представление о том, что 100 лет назад Джон Пьерпонт Морган назвал главным мерилом кредитоспособности, – о характере потенциального заемщика. Они открывают доступ к развивающимся рынкам, потребительская емкость которых, по оценке McKinsey, к 2025 г. достигнет $30 трлн.

Гамбургская Kreditech хочет со временем стать аналогом Amazon в розничном кредитовании на развивающихся рынках, рассказал Bloomberg ее гендиректор Себастьян Димер. С момента своего основания в 2012 г. Kreditech привлекла более 300 млн евро финансирования. Среди ее инвесторов – Тиль, фонд прямых инвестиций J.C. Flowers и венчурный фонд Amadeus Capital Partners. Kreditech собирает данные о потребителях по 20 000 параметров – от истории интернет-шопинга до геолокации по звонкам с мобильного телефона. Выходя на любой новый рынок, Kreditech предоставляет кредиты на 100 евро всем желающим – это помогает ей собрать финансовые истории потребителей для создания более точных алгоритмов.

Нью-йоркская First Access изучает данные, полученные с мобильных телефонов потенциальных заемщиков в Танзании и Кении, и дает рекомендации банкам и микрофинансовым организациям, на какую сумму им можно давать кредит. Расчет занимает 1,5 минуты и сокращает затраты банка на определение кредитоспособности заемщика на 92%, говорит гендиректор First Access Николь ван дер Тёйн. Среди инвесторов компании – сооснователь Capital One Financial Services Найджел Моррис и венчурный фонд Билла Акманна. Ежедневная рутина может рассказать много полезного о потенциальном заемщике, говорит ван дер Тёйн. Например, у человека, пополняющего баланс мобильного телефона на одну и ту же сумму в один и тот же день недели, кредитоспособность выше, чем у того, кто изредка кладет большую сумму на счет, а потом сидит без денег на телефоне; если геолокация показывает, что телефон находится каждый день в одном и том же месте, то это значит, что у потенциального заемщика есть работа.

Использована информация WSJ, FT

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать