Статья опубликована в № 4019 от 19.02.2016 под заголовком: Деньги возвращаются реже

Банки меняют cashback на бонусы

Это увеличивает выгоду банка и риски клиента
  • Людмила Коваль

Карты с функцией cashback, когда 1–3% от стоимости оплаченных картой покупок ежемесячно возвращается на карточный счет, всегда были самым популярным продуктом у клиентов массового сегмента, спрос на них велик и сейчас, отмечают банкиры.

Наличие cashback и его размер – третий по значимости фактор при выборе клиентом карты (после стоимости обслуживания и процентной ставки), отмечает начальник управления банковских карт Банка Москвы Мария Точилова. А среди клиентов Московского индустриального банка функция сashback – второй по важности параметр, говорит вице-президент Антон Рудь.

Кредитные или дебетовые карты с cashback в размере 1–10% сейчас можно получить в достаточно большом количестве банков, среди них «ВТБ 24», Бинбанк, Альфа-банк, «Открытие», УБРиР, «Тинькофф банк» и др. (см. таблицу).

Почти у всех банков cashback распространяется только на безналичные платежи, за снятие наличных компенсация не полагается.

Обычно cashback начисляется на все оплаченные картой покупки: раз в месяц соответствующая сумма выплачивается на карту. Ставки такого cashback «на все» обычно невелики – в среднем 1%.

Случаются географические ограничения. Например, 1%-ный сashback по дебетовой карте Связь-банка международной платежной системы JCB выплачивается лишь за операции по карте, совершенные за рубежом или в интернете на сайтах зарубежных компаний.

Существенно больше (до 5–20%) банки готовы возвращать при оплате отдельных категорий товаров и услуг. Иногда повышенный cashback действует ограниченный период времени. Например, в праздничные дни вместо 1% банки зачастую в рамках акций возвращают 5–10% от покупок в категориях «подарки», «парфюмерия – косметика» или «кафе – рестораны».

Так, по картам Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ)с 1 февраля по 31 марта действует cashback в 20% при покупке косметики и парфюмерии в специализированных магазинах. «Обороты по картам в периоды действия таких акций вырастают на 40%», – говорит Максим Балабанов из АТБ. А вот Альфа-банк установил постоянный сashback в 10% для расходов на любой АЗС и 5% в любом кафе или ресторане мира. Правда, этот возврат происходит при обороте по карте свыше 30 000 руб. в месяц.

Держатели карты Tinkoff Black могут каждый квартал самостоятельно выбирать категории товаров, по которым им будет начисляться повышенный cashback в 5%, за все остальные покупки ставка – 1%.

Иногда cashback предлагается определенной категории клиентов. Так, Росбанк, который сейчас не выпускает карты с функцией cashback, предлагает 3%-ный cashback на АЗС держателям карт, погашающим через Росбанк автокредиты «Русфинанс банка».

Однако независимо от ставки cashback сумму ежемесячной выплаты чаще всего банки ограничивают. «Потолок» в среднем составляет 3000 руб. в месяц.

Банк также может сузить перечень платежей, по которым применяет cashback. Так, «Тинькофф банк» по Tinkoff Black не делает возврат с оплаты услуг связи, пополнения электронных кошельков и платежей через мобильный и интернет-банк.

Долгое время банки использовали этот продукт для наращивания карточного портфеля. Однако в последнее время ситуация меняется.

По словам директора департамента перекрестных продаж «ОТП банка» Алексея Щавелева, с конца 2014 г. из-за ухудшения макроэкономической ситуации большинство игроков стремятся сокращать выдачи карт «на улицу», ориентируясь на действующих клиентов.

Поэтому крупные банки постепенно отказываются от этой простой и удобной для клиентов функции, заменяя cashback различными более сложными программами лояльности с начислением бонусов. На эту тенденцию, в частности, указывают старший вице-президент банка «Открытие» Антон Сафонов и руководитель направления разработки карточных продуктов Бинбанка Александр Матущенко.

В отличие от начисленных на счет карты денег, использовать бонусы можно не везде, а лишь у партнеров банка или по «каталогу вознаграждений». В редких случаях банки («Русский стандарт», «Хоум кредит») позволяют клиентам конвертировать бонусы в рубли и тратить их как вздумается. Для этого держателю карты в любом случае приходится совершать дополнительные операции в банкомате, интернет- или мобильном банке.

В прошлом году от cashback отказались несколько банков. Например, «Хоум кредит» перевел держателей карт «Cashback» (на них возвращались 2-3% от платежей в зависимости от категории карты, но не более 3000 руб. в месяц) на программу «Польза» с начислением баллов в размере 1-5% от суммы покупки или платежа (в отдельных операциях – до 30%). Эти баллы можно обменять на деньги в интернет-банке по курсу 1 балл = 1 рубль.

В «Ренессанс кредите» для карточных клиентов теперь действует программа «Простые радости», в рамках которой на бонусный счет начисляется 1% от суммы покупки. В течение года банк выплачивал cashback в 1% за любую покупку и до 10% в категориях, определяемых банком.

«Русский стандарт», у которого некоторое время назад также были сashback-карты для массового сегмента, сохранил эту функцию лишь для эксклюзивных карт Imperia (возвращает 1–10% в категориях: отели, рестораны, путешествия, бутики). Держателям большинства других карт с конца прошлого года стала доступна бонусная программа RS Cashback. Например, по картам «Банк в кармане» категорий Gold и Platinum будут начисляться бонусы в размере 1% от любой покупки и 5% за покупки в установленных банком категориях на специальный бонусный счет.

Представители еще двух крупных розничных банков признались «Ведомостям», что в ближайшее время заменят cashback бонусной программой.

Бонусная программа лояльности всегда лучше для банка, чем просто перевод денег на счет, поскольку она дает более тесную связь с клиентом, поясняет представитель банка «Русский стандарт» Артем Лебедев. Бонусная система позволяет банку сразу ничего не выплачивать клиенту, а эти невыплаченные деньги банк оборачивает, признается руководитель карточного бизнеса другого крупного банка.

Бонусная схема однозначно более выгодна для банков, но менее прозрачна для клиента, чем традиционный cashback, уверен Сафонов из «Открытия».

Тем не менее клиент при переходе на бонусную программу будет нести дополнительные риски: в случае банкротства банка или партнеров по бонусной программе воспользоваться накопившимися, но непотраченными бонусами, в отличие от денег не счет, не удастся, указывают юристы, приводя в пример кобрендинговые карты банков с «Трансаэро».

По мнению юристов, банки имеют право назначать и отменять cashback, как и менять другие тарифы для действующих карт. Для этого достаточно заранее предупредить клиентов об изменении тарифов по картам, например опубликовав их на сайте.

Выбор редактора