Минфин подготовил свою реформу системы ОСАГО

Законопроект расширяет права автовладельцев, но вызывает возражения страховщиков
Минфин подготовил свою реформу системы ОСАГО/ М. Стулов/ Ведомости

Минфин подготовил законопроект, расширяющий права автовладельцев в системе ОСАГО (есть у «Ведомостей»). Он может быть рассмотрен Госдумой в осеннюю сессию.

Согласно ему владельцы новых машин, которым не нужно проходить техосмотр в ближайшие несколько лет, должны получить возможность оформлять полис ОСАГО сразу на два или три года вместо одного. Минфин также считает, что не нужно учитывать при расчете стоимости страховки мощность двигателя автомобиля. Сейчас для машины мощностью до 120 л. с. такой коэффициент составляет 1,2, а, например, свыше 150 л. с. – 1,6.

Также ведомство предлагает увеличить лимит возмещения ущерба при оформлении ДТП по европротоколу (без участия ГИБДД) до 100 000 руб. Сейчас максимум составляет 50 000 руб. – многие водители на фоне постоянного роста цен на ремонтные работы затрудняются оценить расходы, не рискуя оформлять ДТП самостоятельно.

Ответственность за некачественный ремонт машины на сервисе (при возмещении убытка в натуральной форме) должен нести страховщик, уверено ведомство. А клиенту необходимо предоставить право на обращение с претензией к страховщику по поводу качества ремонта и получение компенсации, следует из поправок Минфина.

Принять документы на получение выплаты в регионах может любой представитель страховщика (например, брокер), считает Минфин. Российский союз автостраховщиков (РСА) некоторые из этих предложений Минфина не поддерживает, следует из заключения союза на поправки.

Страховщик отвечает лишь за качественную и своевременную организацию ремонта и не имеет необходимых знаний о его технологиях, также он не знает источника поставки материалов для ремонта, а поэтому и не гарантирует их качества, настаивает РСА. И предлагает проводить независимую экспертизу качества ремонта.«Наши предложения заключаются в том, что в случае ненадлежащего качества ремонта автомобиля страхователь обращается в свою страховую компанию. Страховщик, в свою очередь, вправе провести независимую техническую экспертизу качества восстановительного ремонта. По ее итогам автомобиль направляется на СТОА для устранения недостатков, либо страховщик выставляет отказ потерпевшему», - сообщил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

РСА также предлагает предусмотреть ряд моментов в договоре между страховщиком и СТОА. В частности, о том, что СТОА должна возместить страховщику все затраты, понесенные им в результате урегулирования претензии по некачественному ремонту. «Принципиальное разногласие – в том, надо ли указывать в направлении на ремонт сроки ремонта. Мы считаем что нет, потому что они могут затягиваться по независящим ни от кого причинам, например, каких-то запчастей может не быть в России и в установленный срок они не могут быть доставлены физически из другой страны», - пояснил он.

Многолетние договоры ОСАГО в условиях нестабильности и постоянного роста цен на запчасти и ремонт могут привести к финансовой неустойчивости страховщиков, указывают страховые лоббисты, замечая, что внедрение инициативы «потребует колоссальных усилий», изменения системы «бонус-малус» (КБМ), но «абсолютно не очевидна потребность в таких полисах». «Такая идея может рассматриваться, хотя мы относимся к ней скептически», – признал представитель ЦБ. Возникнут сложности с применением переменных коэффициентов, например КБМ, согласен он: автовладельцы не смогут получить дополнительные бонусы за безубыточное вождение, а страховщики не смогут применить надбавки в случае ДТП. Для оценки возможного увеличения лимита выплат по европротоколу требуется проведение актуарных расчетов, указали в пресс-службе ЦБ. По мнению РСА, эта мера приведет лишь к росту мошенничества.

Более мощные автомобили, наоборот, менее опасны, поэтому подобный коэффициент нужно отменить, уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Расширение европротокола повысит его популярность, так как большинство убытков укладываются в эту сумму, поддерживает он. Трехлетние же договоры вряд ли будут пользоваться большим спросом среди автомобилистов, считает он, например, при продаже автомобиля полис не будет действовать, так как привязан к его владельцу, а процедура досрочного расторжения договора невыгодна.