Роман Абрамович продал регистратора

Владельцы Независимой регистраторской компании купили «Р.О.С.Т.» и получили контроль над 30% рынка
Консорциум купил «Р.О.С.Т.» на средства ее участников/ «Р.О.С.Т.»

Олег Жизненко, Иван Тырышкин, Александр Москаленко и Олег Савченко купили у Millhouse регистратора «Р.О.С.Т.», рассказали «Ведомостям» Жизненко, Тырышкин и Москаленко. Это вторая такая сделка этой четверки: в июле 2015 г. они купили «дочку» австралийской Computershare – единственного иностранного регистратора на российском рынке и вернули ей старое название: НРК. Жизненко долгое время был гендиректором «Р.О.С.Т.», но после покупки конкурента покинул компанию.

Представитель Millhouse отказался от комментариев. Человек, близкий к холдингу Абрамовича, подтвердил продажу регистратора.

Сумму сделки никто из ее участников не раскрывает. Тырышкин сказал лишь, что возвращать свои вложения инвесторы будут от двух до пяти лет. Консорциум купил «Р.О.С.Т.» на средства ее участников. Доли в ее капитале, как и в НРК, они разделят поровну: это, по мнению Жизненко, позволит принимать сбалансированные решения. Он собирается возглавить «Р.О.С.Т.»: его кандидатура будет направлена на согласование в ЦБ, до тех пор он будет и. о. гендиректора. В НРК Жизненко возглавляет совет директоров.

Сделки по продаже регистраторов происходят очень редко, на рынке осталось всего 37 компаний и «ничего похожего» на НРК не предлагалось, объясняет Жизненко выбор объекта для поглощения. Рассматривалась и возможность слияния двух регистраторов, но Millhouse ею не заинтересовалась, говорит Тырышкин.

Такой формат сделки – покупка «Р.О.С.Т.» не НРК, а ее владельцами – позволил завершить ее в кратчайшие сроки, объясняет Тырышкин: «Быстрая сделка позволяет нивелировать отрицательные слухи, сразу сообщить клиентам, регулятору, рынку, как будет идти процесс объединения».

ЦБ и ФАС проинформированы о покупке, говорит Жизненко. Такая покупка не требует согласования с ЦБ, подтвердил представитель регулятора. Представитель ФАС не ответил на запрос.

А вот слияние уже потребует согласования с ЦБ, ФАС и клиентами обеих компаний, говорит Тырышкин, хотя с точки зрения бизнеса и является «абсолютно правильным решением». Объединять компании или нет, четверка решит в течение I квартала 2017 г., какой бренд в этом случае станет флагманским, не решено, замечает Москаленко. Располагаться обе компании будут по одному адресу.

Computershare, по словам Жизненко, держала больше голубых фишек, в «Р.О.С.Т.» больше госкомпаний. Вместе у НРК и «Р.О.С.Т.» будет 12 000 клиентов и выручка более 2 млрд руб. Доля рынка двух компаний составит около 30%.

Регистраторский рынок расти не будет, убежден Жизненко: в ЕГРЮЛ зарегистрировано около 100 000 акционерных обществ, из них 62 000 передали реестры регистраторам, остальные ликвидируются либо брошены. Рынок поделен, но крупные клиенты иногда все же переходят на более выгодные условия. Регистраторы укрупняются, сокращают издержки и тарифы: конкуренция ужесточается, говорит Жизненко.

Рынок может вырасти за счет притока компаний, которые сейчас не обязаны хранить реестры у регистраторов, например обществ с ограниченной ответственностью, реестр участников которых сейчас ведет налоговая служба.

Если ЦБ разрешит это регистраторам, рынок существенно вырастет, надеется Тырышкин.

Computershare привлекала крупные компании, особенно с иностранным участием, поскольку была частью глобального регистратора и не была связана ни с кем из крупных бизнесменов, замечает Москаленко: «Мы хотим, чтобы это было и в объединенной компании». По его словам, большинство из оставшихся 35 регистраторов аффилировано с кем-то из известных акционеров, а в регистраторском бизнесе это не всегда на пользу: вряд ли конкуренты владельца станут его клиентами. Независимый статус «Р.О.С.Т.» позволит ей привлечь дополнительных клиентов, рассчитывает Москаленко.

Жизненко с партерами пришли как стратегические инвесторы – на 10–15 лет, говорит Тырышкин, вход на регистраторский рынок дорог, выход – сложен, вряд ли к ним поступит много предложений по покупке этого бизнеса. Ценность регистраторского бизнеса в значительной степени определяется личными качествами менеджмента компании – вызывает ли он доверие у эмитента, замечает председатель совета директоров отраслевой СРО ПАРТАД Петр Лансков.