ЦБ намерен очистить капитал банков от подозрительных доходов

Регулятор сможет требовать убрать их из капитала, если они были включены в него после января 2014 года
Центробанк покопается в том, как банки пополняли капитал с 2014 г./ Евгений Разумный/ Ведомости

Банкам придется исключить из капитала ненадлежащие доходы, в случае если они были включены в его расчет после января 2014 г., заявил в интервью «Интерфаксу» директор департамента банковского регулирования Центробанка Алексей Лобанов. До сих пор регулятор ограничивался лишь тем, что стремился заранее предупреждать банкиров о том, какие источники пополнения капитала вызывают у него подозрения и могут быть квалифицированы как ненадлежащие.

«Эта дата [1 января 2014 г.] отражает вступление у нас в силу «Базеля III», и мы хотим, чтобы капитал у нас был по возможности чистым», – сказал Лобанов.

По его словам, ретроспективный подход будет применен к доходам от платежей по кредитам, к денежным средствам, прямо или косвенно предоставленным банком инвестору, безвозмездному финансированию и взносам в имущество, вложениям банка в акции или субординированные инструменты (за исключением размещенных по открытой подписке), доходам от реализации активов с отсрочкой платежа, отраженным до момента фактической оплаты активов, и ряду других статей. По словам аналитика Moody’s Ольги Ульяновой, некоторые из подобных сделок ЦБ отслеживал и раньше: «Например, когда акционеры или другие связанные стороны размещают субординированные депозиты в аффилированных с ними банках, не исключено, что средства для этих депозитов могли быть получены как связанные кредиты в тех же банках».

«В базельских стандартах ретроспективный подход не предусмотрен, там предусмотрена идея о ненадлежащих активах», – указывает доцент Высшей школы экономики Генрих Пеникас: «Практика применения ретроспективного подхода является спорной, и сам принцип напоминает то, как работает срок исковой давности (составляет три года, в течение которых можно обжаловать решения, сделки и проч. – «Ведомости»), но в таком случае общий тренд регулирования – на презумпцию виновности банков».

Киберриск по «Базелю II»

ЦБ хочет включить киберриск в общую оценку системы управления рисками, за ненадлежащий уровень которой банку может грозить надбавка к достаточности капитала, рассказал Лобанов. По его словам, регулятор намерен учесть этот вид рисков в требованиях к системе управления рисками в рамках второго компонента «Базеля II».

В прошлом году ЦБ дорабатывал методику определения величины собственных средств, с тем чтобы затруднить банкам фиктивное увеличение капитала, – новая версия методики вступает в силу в апреле 2017 г. Лобанов отметил, что к части активов в капитале банков будет применен «перспективный» метод, т. е. предоставлена определенная отсрочка. В частности, он будет касаться начисленных процентов по ссудам, выданным после даты вступления в силу изменений, которые были впоследствии реклассифицированы в III–V категорию качества и доход по которым признается неопределенным, а также страховые комиссии банка в страховке по кредиту, если они формируются за счет самого кредита. Последний случай, как считает Ульянова, является «частью рутинных процессов»: «Такого рода операции могут быть выявлены только по результатам детальной проверки».

«Формирование капитала за счет ненадлежащих активов, т. е. за счет участия в этом процессе средств самого банка, никогда не поощрялось регулятором. И ЦБ для проверки активов, которые потенциально могли оказаться ненадлежащими, с целью их последующего включения в капитал часто требовалось время. Та же прибыль попадает в расчет базового капитала только после аудита», – указывает Ульянова. По ее словам, регулятор, систематизировав свой опыт по выявлению операций, чаще всего используемых банками для сокрытия ненадлежащих источников формирования капитала, принял решение систематизировать и методы надзорного реагирования.

По данным ЦБ, с 2014 по 2017 г. капитал российских банков без учета программы докапитализации и помощи акционеров увеличился на 2,1 трлн до 10,3 трлн руб. «Сложно себе представить, что некоторым банкам придется после вступления решения ЦБ в силу автоматически понизить свой капитал на сумму всех подозрительных операций, а потом документально доказывать регулятору правомерность сделок по пополнению капитала, происходивших на протяжении последних двух лет», – говорит аналитик Moody’s. Поэтому, по ее мнению, скорее всего, новшество будет связано с предоставлением больших полномочий проверяющим: «При выявлении фактов привлечения ненадлежащих источников пополнения капитала в недавнем прошлом они смогут разворачивать такого рода сделки».

«Банковскому сектору будет непросто избавиться от подобного рода формирований в капитале: часть может быть скрыта в прибыли, часть – в дополнительных привлечениях (через суборды или размещение акций)», – подчеркивает Ульянова. Применение «ретроспективного» подхода может привести к сокращению как непосредственно капитала банков, так и количества игроков, считает Пеникас.