Как финансисты учили детей финансовой грамоте и что из этого вышло

Накануне 1 сентября профессионалы поделились с «Ведомостями» личным опытом
Обучение детей финансовой грамоте иногда приводит не к тому, чего хотелось/ Денис Гришкин / Ведомости

Любой профессиональный инвестор, экономист, управляющий активами, фондовый аналитик, банкир с легкостью расскажут вам о правилах воспитания у детей рачительного отношения к деньгам, перечислят, чему их нужно научить, на что обратить внимание, о чем предупредить…

Но одно дело теория, другое – практика… Инвестиционный гуру, миллиардер Уоррен Баффетт говорил в интервью CNBC: «Задача родителей — научить ребенка обращаться с деньгами. Чтобы ребенок был успешен в будущем, учить здравому отношению к финансам надо еще с дошкольного возраста… Сберегать деньги — важнейшее умение, которое я усвоил от своего отца».

Поэтому накануне 1 сентября мы попросили профессиональных финансистов рассказать, как они сами следуют наставлениям гуру, и поделиться с читателями «Ведомостей» личным опытом обучения детей финансовой грамоте.

Старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук: «У меня сын-дошкольник. За успехи, достижения премируем его небольшими деньгами, которые он может использовать по своему усмотрению. Благодаря этому он быстро научился считать, особенно деньги в своем кошельке. Сначала сын тратил свои деньги на небольшие покупки (игрушки, сладости), потом его интерес сместился в сторону накопления. При том что пока он сам не решил, на что именно копит.

А вот мой друг для сына-старшеклассника открыл брокерский счет через американского онлайн-брокера на небольшую сумму. Вместе они составили портфель акций компаний, продукты которых ему нравятся, – Disney, Manchester United, Adidas, Blizzard, McDonalds. Ребенок сам начал следить за бизнес-новостями и котировками. Спустя несколько месяцев он уже сам предлагал акции компаний, которые хотел бы купить».

Топ-менеджер крупного банка: «Когда дочь была маленькая, пытался приучать ее бережно относиться к каждому рублю и зарабатывать. Но вышло не очень…. Я давал ей немного карманных денег и поощрял за пятерки. В итоге дочь отказывалась получать пятерки, когда я ей за это не платил… И потом долго не могла найти первую работу, потому что где-то надо было работать бесплатно или за небольшие деньги. Но вроде потом она все поняла и теперь работает, слава богу».

Исполнительный директор УК «Финэкс плюс» Владимир Крейндель: «Моему сыну – семь, и мы с супругой примерно год назад решили, что пора познакомить его с понятием «деньги». Цель – выработать здоровое отношение к деньгам – для меня как экономиста по образованию эта часть воспитания кажется очень важной. Сын раз в неделю получает «безусловный» еженедельный доход – просто так, без условий и не за что-то. Сам считает, копит, тратит – на игрушки, конечно. Такой подход рекомендован психологами, насколько я знаю, и соответствует развитию ребенка на этом этапе взросления. Реакция меня устраивает – ребенок теперь легко сравнивает стоимость вещей и соотносит с «доходом». Труднее всего – не вмешиваться, оставить здоровую долю автономии».

Начальник управления продаж и маркетинга УК «Райффайзен капитал» Константин Кирпичев: «Мои дочери 11 и 13 лет больше любят тратить. Поэтому научились прекрасно пользоваться дебетовой картой, привязанной к моей основной, – точно знают лимит по ней, условия снятия наличных и прочие условия. Копить, сберегать любят не очень, но если делают это – предпочитают наличные.

Единственное, что они поняли или захотели понять об инфляции из моих рассуждений, – это то, что деньги нужно тратить быстрее, чтобы они не сгорали.

Мои объяснения про акции и другие ценные бумаги – что-то очень далекое и для них непрактичное. Но, видимо, важное, если папа к этому имеет отношение, и самое главное (!) – зарабатывает на этом деньги. Поэтому сбережения я стараюсь делать для них сам».

Партнер компании «Атон» Павел Никонов: «Моему сыну 10 лет, и по своему опыту могу сказать, что до этого возраста дети не очень поддаются финансовому воспитанию. Сейчас сыну интересно послушать, как зарабатываются деньги на фондовом рынке, но, когда он понимает, что на это надо потратить много усилий и времени, его энтузиазм пропадает. Тем не менее я рассказываю ему, как работают рынки, почему бумаги могут вырасти или упасть, мы смотрим котировки. Важно объяснять на примере чего-то, чем ваш ребенок увлекается. Например, мой сын любит машины. Поэтому про рынок акций я ему рассказываю на примере бумаг BMW, Daimler AG и т. д.».

Гендиректор консалтинговой группы «Личный капитал» Владимир Савенок: «Я пытался приучить своих детей к правильному отношению к финансам и управлению ими. Но, видимо, детям бесполезно говорить о необходимости иметь резерв, инвестировать на пенсию и т. д.

К примеру, когда сыну было 14 лет, я решил приучать его к инвестициям на фондовом рынке. Выделил сумму и предложил выбрать акции, которые он хотел бы купить. Он выбрал акции McDonald’s и Panasonic. Мы их купили, он каждый день спрашивал меня, как менялись цены на акции и сколько он заработал. Глядя на незначительные колебания цены и дохода – пару долларов в день, – он потерял интерес к инвестированию. Кстати, на днях спросил у него, помнит ли он, как мы инвестировали в акции McDonald’s, и знает ли он, на сколько выросли эти акции за 6 лет? Почти на 100%, в два раза. Это его заинтересовало. Надеюсь, что интерес разовьется.

Но все же мои усилия не прошли даром – хотя мои дети относятся к деньгам не так, как мне хотелось бы в идеале, я, в принципе, доволен их финансовым воспитанием. Недавно сын поблагодарил нас с женой за то, что мы не баловали его и не потакали всем его желаниям: благодаря этому он знает цену деньгам».

Заместитель гендиректора ИК «Алор брокер» Максим Дремин: «Мой коллега – профессиональный трейдер, придумал очень, на мой взгляд, правильный способ взаимоотношения с сыном, который бы помогал ему получить новые знания в области зарабатывания денег, а также обогащал их общение. Когда сыну исполнилось 14 лет, он открыл на его имя брокерский счет, положил туда порядка 1-2 млн руб. и сказал, что в дальнейшем тот может тратить на личные нужды все, что сам заработает с помощью счета. Отец помогал сыну: показал, что такое базовая и фундаментальная аналитика, технический анализ и т. п. Они вместе разбирают различные ситуации, кейсы, торговали. Основная цель была достигнута – мальчик научился торговать и самостоятельно зарабатывать деньги уже в 14 лет».

Генеральный директор General Invest Алексей Ищенко: «Воспитывая моих детей, я всегда исходил из нескольких базовых принципов. Любой труд почетен, но лучше интеллектуальный. Не одежда красит человека, особенно маленького, а живость ума, любознательность и желание двигаться вперед. Это помогало решить вопрос излишних трат из семейного бюджета на премиальные бренды и заложить в детях понимание, «что такое хорошо, что такое плохо», что дорого, что дешево и почему, как и кто в перспективе может себе что-то позволить, а кто-то нет.

В вопросе распоряжения собственными деньгами, в том числе с инвестиционными целями, всегда пытался донести несколько очень простых истин: тратятся деньги гораздо легче, чем зарабатываются, – будь аккуратен в тратах; принцип разумности в распоряжении финансами и диверсификация дают некоторое преимущества перед теми, кто об этом не знает; инвестируй только в то, что хорошо понимаешь, или через того, кто понимает и кому ты доверяешь. При этом никогда не отдавай все в одни руки. Мне потребуется еще несколько лет, чтобы понять, как сработали мои уроки и рекомендации, но почему-то мне кажется, что пару-тройку серьезных шишек у каждой из моих дочерей я все равно увижу».

Гендиректор УК «Спутник — управление капиталом» Александр Лосев: «Ребенок, как правило, учится на примере родителей, а не на их словах. Можно сколько угодно рассказывать, как правильно обращаться с деньгами, но если родители тратят деньги без оглядки, подсели на кредиты или не стремятся зарабатывать, то их поведение перейдет и к ребенку... Мои дети видели, что я много работаю и что работа и успехи в учебе приносят благосостояние».

Гендиректор УК «Альфа капитал» Ирина Кривошеева: «Целесообразно знакомить ребенка с основами инвестиций тогда, когда он будет достаточно подготовлен, чтобы воспринимать такую информацию. Все-таки довольно сложно доступным языком объяснить первокласснику, чем акция отличается от облигации, а управляющая компания — от брокерской. Думаю, что наиболее подходящий период начинается приблизительно с 14 лет. Важно, что к этому моменту ребенок обычно успевает получить навыки обращения с карманными деньгами, уже понимает их ценность и может даже начать что-то осознанно откладывать на будущее.

Рассказывая об инвестициях, постарайтесь донести до ребенка мысль, что они всегда связаны с определенными рисками, что необходимо эти риски контролировать и действовать вдумчиво, не поддаваясь эмоциям. А для этого следует воспитывать в себе силу воли. Упомяните о любопытном и поучительном эксперименте: детям предлагалось на выбор съесть одно пирожное сразу или два, подождав 15 минут. Те из них, которые умели ждать, в будущем становились более успешными инвесторами.

Советую также избегать проведения параллелей между инвестициями и игрой. Легкость зарабатывания и потери игрушечных денег подталкивает ребенка к ошибочным выводам, которые могут негативно отразиться на его дальнейших реальных шагах в мире финансов».