"Эволюция человека" Александра Маркова: мы не произошли от, мы и есть обезьяны

Эволюционный подход к человеку многое объясняет, но ничего не оправдывает – убеждает нас двухтомник биолога Александра Маркова

Прочитать две части книги «Эволюция человека» лауреата премии «Просветитель» нынешнего года – почти как сходить на митинг. И материалом для размышлений напитываешься на год вперед. И себя начинаешь уважать. Стоп, стоп, уместны ли шуточки при разговоре о столь серьезном труде? Вполне. Потому что и сам Александр Марков, палеонтолог и популяризатор науки, не брезгует хорошей шуткой, говоря с читателем доступно и весело.

«Итак, если люди произошли от обезьян... то почему тогда все остальные нечеловеческие обезьяны не превратились в людей? <...> Мне кажется, этот вопрос часто задают просто потому, что думают: ну как же, ведь человеком быть прикольнее, чем скакать по веткам без штанов». И так постоянно. Суть большей части шуток сводится к основным идеям этой книги. Первая: мы – не центр вселенной, чтобы весь животный мир судить по себе. Гепарду не нужен наш большой мозг, а нужны его быстрые ноги, иначе он умрет с голоду. Вторая: очень многое в человеческой природе, отношениях, формах общения – от чувства прекрасного и доброты до моногамии и криков во время секса – обусловлено ходом эволюции и генами. И лишь отчасти «культурно-социальными факторами».

Все остальное – прямо или косвенно связано с первым и вторым. На сегодняшний день, например, в науке накоплено достаточно знаний, чтобы утверждать: указать, где кончается обезьяна и начинается человек, невозможно. Поэтому с биологической точки зрения «мы – обезьяны, как бы ни травмировал этот факт наше Чувство Собственной Важности». Правда, обезьяны особенные, культурные и умные – «с семью регистрами кратковременной рабочей памяти».

Первый том «Эволюции» как раз и рассказывает о том, как происходила эволюция среди обезьян, как накапливались культурные навыки и почему популяции, умевшие эти навыки передавать из поколения в поколение, оказывались более живучи. Впрочем, если обстоятельства не понуждали человека культурные навыки сохранять, он их утрачивал. Тасманийцы, отрезанные от Австралии, разучились делать костяные орудия, теплую одежду, бумеранги, сети быстро! За 8 тысяч лет. Значит, наличие большого мозга с огромным потенциалом – не гарантия того, что человек избавлен от деградации. Выводы делайте сами.

Вторая книга демонстрирует, что и свойства, которые мы привыкли приписывать исключительно человеку (альтруизм, сострадание, бескорыстие), характерны и для животных и нарабатываются в результате эволюции – все для того же, для обеспечения выживания популяции.

Сам Александр Марков, кажется, уверен, что его изыскания совершенно опровергают веру в акт творения, существование Творца и божественное происхождение человека. На самом деле это просто вопросы, проходящие по другому ведомству. Если богословы XVI века не могли обосновать наблюдений Джордано Бруно, это не значит, что он заблуждался. Нынешним богословам тоже есть теперь над чем поломать голову.