Россияне – до сих пор самые большие модники среди всех туристов

Откуда у наших соотечественников страсть к внешним эффектам и кому это выгодно
По результатам как отечественных, так и международных исследований, россияне – самые большие модники среди всех туристов: 54% обязательно покупают новую одежду перед поездкой на курорт/ Gettyimages.ru

Не меньше половины респондентов из России считают, что на отдыхе важно одеваться модно – этот результат по итогам опросов получился и у международного туристического сервиса Momondo, и у российского исследовательского центра «Ромир». Как выяснил «Ромир», 54% россиян обязательно покупают новую одежду перед поездкой на курорт, а еще 35% – по обстоятельствам.

Респонденты из других стран уделяют вопросам моды на курортах гораздо меньше внимания, сообщают эксперты Momondo. Например, лишь 13% шведов, 19% французов и по 26% итальянцев и англичан признались, что уделяют особое внимание тому, как они одеты во время отпуска. Остальным это в большей или меньшей степени безразлично.

Забавно, что при таком отношении к моде представители каждой страны называли именно своих сооте­чественников самыми модными курортниками. Насчет других позиций этого модного рейтинга никакого единства во мнении не наблюдалось.

В опросе «Ромира» законодатели модных тенденций итальянцы с большим отставанием заняли второе место по степени «модности» (33% голосов), а французы – третье (27%). Самые немодные – индийцы, чуть лучше обстоят дела у  туристов из арабских стран и из США, заявили респонденты «Ромира».

Участники исследования Momondo были оригинальнее: они поставили на вторую позицию финнов, на третью – немцев, а итальянцев – лишь на четвертую. Хуже всего, с российской точки зрения, одеты туристы из Дании, Швеции и Великобритании, выяснил Momondo.

Кстати, скандинавы не остались в долгу: они заявили, что считают наряды российских туристов самыми безвкусными. Немцы и британцы сдержаннее в оценках: каждый 10-й из них готов признать, что у россиян хороший вкус.

Такое внимание к внешнему виду еще с 90-х служит поводом для шуток. Одна из самых безобидных из них – совет на горнолыжном склоне в Альпах сразу заговаривать по-русски с туристом, одетым с ног до головы в вещи марки Bogner, в каждой коллекции которой найдется экипировка с мехом, яркими принтами и сияющей фурнитурой. «На престижных курортах среди наших соотечественников много так называемых горнопляжников, упакованных в  лыжные костюмы, отороченные норкой и шиншиллой, попивающих глинтвейн у склона вместо покорения новых снежных трасс», – делится наблюдениями председатель совета директоров ГК «Энергия» Ольга Прокофьева.

Впрочем, девизом «нет спорта без моды» россияне руководствуются не только на заснеженных трассах. «Несколько раз я наблюдала забавные картины в порту: наши туристы на прекраснейшей яхте, одетые по последней яхтенной моде, тусуются сутками в порту и даже не поднимают якоря», – продолжает Прокофьева. Ольга, как любительница активного отдыха – серфинга, парусного спорта и горного туризма, выбирает для своих поездок в первую очередь функциональную одежду. Но все равно признается, что ей важно выглядеть модно. И даже более того – подбирать одежду под стиль страны, по которой путешествуешь: «Например, когда я еду в Африку, я беру с собой одежду и аксессуары в сафари-стиле, в Латинскую Америку – в этническом стиле».

Столь трепетное отношение российских туристов к своему внешнему виду позаимствовано из прошлых веков – ведь когда-то хорошо воспитанный человек определялся в том числе и тем, что хорошо знал, что и куда надеть, объясняет независимый консультант, эксперт в области моды Андрей Аболенкин. Культ правильной одежды умудрился законсервироваться в Советском Союзе и благополучно пережить перестройку, продолжает он.

И это накладывается на особенности менталитета: в России редко кто одевается, чтобы рассказать о себе правду, скорее – чтобы рассказать о том, кем хочет быть, рассуждает Аболенкин. С помощью вещей человек выстраивает вокруг себя некую ограду, и эта защита как элемент комфорта за границей в незнакомой среде кажется особенно нужной, продолжает он. Плюс приобретенная уже в постсоветских реалиях привычка анонсировать свой статус через одежду – вот причины особого внимания россиян к собственной одежде даже в ситуации, когда, казалось бы, можно расслабиться, заключает эксперт.

Тем не менее сегодня индустрия моды уделяет пристальное внимание одежде, в которой удобно отправиться в другой климатический пояс. Это сейчас самая горячая тема для больших домов, говорит Андрей Аболенкин.

Подобные вещи представлены в промежуточных межсезонных коллекциях – так называемой pre-fall, показываемой публике за год до нового летнего сезона и поступающей в магазины весной, и resort, или круизной, показываемой в конце весны и отправляемой в магазины в ноябре.

Еще недавно межсезонные коллекции выступали лишь для «разогрева» публики перед появлением основных коллекций – осени-зимы и весны-лета, поступающих в продажу соответственно летом и зимой, поэтому особого внимания «промежуточным» вещам не уделялось: ритейлеры и клиенты получали представление о новинках в основном по каталогам производителя.

Но после кризиса 2008–2009 годов модные дома изменили свое мнение о межсезонье. Им пришло в  голову, что с помощью промежуточных коллекций можно прощупать сезонные тренды, охватить другие климатические рынка, «раскачать» потребительский спрос и продать больше вещей, сработав по принципу fast-fashion, объясняет Аболенкин.

Настоящим прорывом для индустрии стало шоу Karl Lagerfeld в мае 2010 года: модный Дом представил коллекцию resort на фоне порта в Сен-Тропе: моделей доставляли к подиуму скоростные катера, среди зрителей были звезды первой величины. Вскоре после этого и другие бренды стали уделять внимание промежуточным коллекциям, помещая их на обложки глянцевых журналов и веб-сайтов, устраивая яркие шоу. Так что теперь модные дефиле идут круглый год и многие дизайнеры при таком «растянувшемся» расписании стали смешивать в своих коллекциях вещи из разных сезонов.

Вещи из круизной коллекции поспевают как раз вовремя, чтобы взять их с собой на зимние каникулы в теплые страны – именно так поступает бренд-директор Escada Беттина Хаммерл. «Коллекция resort – одна из самых важных для российских клиентов, она освежает магазины новыми цветами и принтами и вдохновляет на покупки перед долгой зимой», – говорит представитель Escada. Но и кроме того, многим дамам важно собраться на летние каникулы еще во время Рождества, добавляет он.

Resort приносит производителям все больший доход, но основную выручку и основное внимание покупателей обеспечивают вещи из коллекций pre-fall, тем более что их выход удачно совпадает с проведением популярных торжественных церемоний, таких как «Золотой глобус» или «Грэмми», предусматривающих появление звезд на красной дорожке. «Эти шоу стали прекрасным маркетинговым инструментом для pre-fall», – объяснял журналисту The Wall Street Journal консультант по моде Роберт Бурке. Уже в 2012 году pre-fall стали обеспечивать дизайнерам 60–70% продаж, приводил пример Бурке. В январе или феврале в платье из межсезонной коллекции актриса получает приз, а в мае покупатели сметают эту вещь из магазинов. В одежде из промежуточных коллекций есть и еще один огромный плюс для производителя: она дольше продается по полной цене, тогда как на вещи из основных коллекций скидки дают раньше, добавляет он. Большое значение промежуточных коллекций для бизнеса подтверждает и представитель Oscar de la Renta.

Так что теперь «коллекции для путешествий» – это не отголосок прошлого сезона, а важный сигнал о том, что будет модно в следующем, и все специалисты в области моды за ними пристально следят, отмечает Аболенкин. Убедиться в этом несложно: в мае 2015 г. гости со всего мира слетелись в Палм-Спрингс на показ круизной коллекции Louis Vuitton. Шоу, длившееся всего 20 минут, сопровождалось трехдневной программой, включавшей званые обеды, ланчи в одной из лучших галерей США – Музее искусств Палм-Спрингс, а также близкое общение с актрисой Катрин Денёв и рэпером Канье Уэстом. Некоторые гости прибыли на показ в Калифорнию прямо с шоу круизной коллекции Chanel в Сеуле, прошедшего в самом известном здании страны – архитектурном шедевре Dongdaemun Design Plaza (в прошлом году марка показывала круизную коллекцию в Дубаи). А несколькими днями позже тех же любителей моды можно было видеть на показе круизной коллекции Christian Dior на вилле Пьера Кардена Palais Bulles под Каннами. Такая активность больших домов вселяет уверенность: модникам, в том числе и российским, собирающимся зимой в теп­лые края, будет чем заполнить свои чемоданы.