Госоркестр Татарстана замахнулся на Брукнера

Дирижер Александр Сладковский обучает Казань музыке по-европейски
Александра Сладковского во всем отличает целеустремленность/ Государственный симфонический оркестр Татарстана

Создав полноценный оркестровый механизм, Сладковский приступил к расширению репертуара. Освоил со своими подопечными почти всего Малера, подступился к симфониям Брукнера. Все чаще в программах стали появляться сочинения современных татарских композиторов. А на фестивале Софии Губайдулиной Concordia («Согласие»), что пройдет в ноябре, оркестр собирается исполнять «нововенцев», Лютославского и Дютийе.

В дополнение к симфоническому колоссу был сыгран Скрипичный концерт Сибелиуса. Сольную партию исполнил один из лучших скрипачей времени – Леонидас Кавакос. Одно то, что он согласился приехать в Казань и выступить с татарским оркестром, уже косвенно подтверждало достигнутый уровень коллектива. Кавакос, как всегда, порадовал идеально выровненным, щемяще красивым звуком. Не обошлось без шероховатостей, которые скрипач сполна компенсировал щедрым эмоциональным посылом.

Нынешний сезон – юбилейный для Симфонического оркестра Татарстана; он был основан в 1966 г. тогдашним председателем Союза композиторов Назибом Жигановым. Этот год – юбилейный и для шефа оркестра Александра Сладковского: в октябре ему тоже исполняется 50 лет.

Вот уже пять лет Сладковский возглавляет татарский оркестр, сменив на посту худрука Фуата Мансурова. За прошедшее пятилетие он успел многое. Состав оркестра обновился и омолодился; Сладковскому удалось вывести его из подчинения Филармонии, придав статус «автономного предприятия культуры», что означает независимость в принятии управленческих решений и формировании репертуара.

Но главное – оркестр Татарстана заиграл так, как никогда не играл раньше за всю свою полувековую историю, ощутимо прибавив в благородстве тембра, обрел окультуренную фразировку, осмысленную интонацию, бархатистые басы.

Фестивали и абонемент

Возглавив оркестр, Александр Сладковский учредил в сезоне четыре фестиваля, по числу времен года: «Рахлинские сезоны» – в честь первого дирижера оркестра Натана Рахлина; «Белая сирень», «Казанская осень» и Concordia, к которым периодически добавляются фестивали «Денис Мацуев у друзей» и «Творческое открытие». В прошедшем сезоне симфонический оркестр Татарстана впервые открыл абонементный цикл на сцене зала «Мариинский-3».

Что более всего подкупает в дирижерской методе Сладковского – так это пунктуальность, педантичность и неуклонное движение к намеченной цели: будь то строительство крупной симфонической формы или строительство оркестра с превосходными кондициями, который не стыдно вывозить за пределы республики и страны.

Программа первого концерта юбилейного сезона, проходившего в Концертном зале имени Сайдашева, впечатлила амбициозностью: ни много ни мало Девятая симфония Брукнера – масштабное оркестровое полотно, длящееся более часа. Собрать эдакую махину в соразмерное целое оказалось непросто. Лучше всего у Сладковского получилось сурово-драматичное Скерцо: его главная тема, мелодическая амплитуда которой покрывала три октавы, неукротимо обрушивалась вниз и, оттолкнувшись от «дна», стремительно взмывала ввысь. Музыканты оркестра играли собранно и сосредоточенно: темпы задавались умеренные, но даже в них скрипки выигрывали быстрые пассажи на пределе возможностей. Конечно, игра духовых была далека от идеала – духовая группа, как правило, наиболее уязвимое звено в большинстве российских оркестров. Было очевидно, что потенциал у оркестра есть; но пока коллектив в начале пути, ведущего к подлинной свободе.

Представительство татарской музыки обеспечивало сочинение молодого композитора Эльмира Низамова. «Небесное движение» оказалось добротно написанной пьесой. Ее главный композиционный прием – крещендо во всех смыслах, как в динамическом, так и в фактурном – принцип волны, вздымающейся на фоне варварских ритмов и оглушительного барабанного боя в кульминации. Молодой автор предпочел сработать «верняк». 28-летний выпускник Казанской консерватории в этом сезоне объявлен композитором – резидентом оркестра. Это означает, что в течение сезона он обязан написать несколько новых пьес, а оркестр обязуется их исполнить. Подобная практика распространена в мире, но в Казани применена впервые. И это еще одно доказательство того, что Сладковский строит работу с оркестром по проверенным мировым лекалам.

Казань