Статья опубликована в № 4007 от 03.02.2016 под заголовком: От рассвета до заката

Проект «Хроника мировой оперы» Михаила Мугинштейна завершен

Вышел в свет последний, третий том, охватывающий XX век

Завершен многолетний труд страстного профессионала, отдавшего ему многие годы жизни. «Хроника мировой оперы» в трех томах охватывает 400 лет, что существует жанр, и представляет 400 избранных шедевров, созданных за всю его историю. К ним добавлены 400 биографий интерпретаторов – дирижеров, режиссеров, певцов. Композиция статей в энциклопедии подчинена строгой схеме: указаны выходные данные каждой оперы, приведен список персонажей, состав оркестра, место и время действия, в меру полно изложено содержание. Это как во всех справочниках. А дальше начинается самое интересное – авторские комментарии, в которых каждой опере найдена уникальная позиция. Открываем наугад: «Девушка с Запада» – брутальный ответ экзотическому модерну и сентиментальности «Мадам Баттерфлай».

Идеальным читателем «Хроники» стал бы тот, кто прослушал бы с партитурой или посмотрел бы на видео все насквозь 400 опер, от «Эвридики» Якопо Пери до «Любви издалека» Кайи Саариахо (к слову, единственная опера в энциклопедии, написанная женщиной), выбирая из полного списка записей и постановок те, что рекомендованы автором.

История оперы легла в тома «Хроники» неравными частями: в первый том уместились все барокко, классицизм и половина романтизма, во второй – вторая половина XIX в., в третий – XX столетие. Получается, что при всей моде на барокко, популярности Моцарта и мастеров бельканто расцвет жанра приходится все же на те полвека, когда творили Верди, Вагнер, когорта великолепных французов, Чайковский и другие русские гении.

Третий том свидетельствует, что в ХХ в. значение оперы идет на спад, хотя и здесь жанр представлен корпусами сочинений Пуччини, Рихарда Штрауса, Яначека, Прокофьева, Бриттена и отдельными шедеврами Дебюсси, Берга, Шостаковича, Гершвина. К концу века струйка иссякает. После «Никсона в Китае» Адамса (1987) – семь лет вообще ничего достойного. Потом капли начинают капать снова, и среди них оказываются жемчужины Лахенмана, Шаррино, Этвеша. XXI век обязан взять реванш.

Хроника мировой оперы. Т. 3:1901–2000. Екатеринбург: Антеверта, 2016

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать