На экраны выходит лучший мультфильм года - «В поисках Дори»

Режиссер Эндрю Стэнтон не просто повторил успех «В поисках Немо», а сделал еще лучше
Рыбка Дори дружит с осьминогом Хэнком, который мечтает о свободе/ OUTNOW.CH

Режиссер Эндрю Стэнтон, выпустивший в 2003 г. фильм «В поисках Немо», один из главных хитов студии Pixar, признавался, что даже подумать не мог о том, чтоб снимать продолжение. Да что там – он даже пересматривать собственный фильм, получивший «Оскара», не хотел. Но потом все-таки его засосало обратно в мальстрем, полный веселых разноцветных рыбок, и он потратил еще несколько лет жизни на «В поисках Дори».

Постороннему наблюдателю до последнего момента казалось, что этот фильм будет унылой попыткой выжать еще несколько сотен миллионов долларов из законченной, не нуждающейся ни в каких сиквелах истории. Ну примерно как в случае с «Алисой в Зазеркалье», только что выпущенной той же студией Walt Disney Pictures. Но нет: оказалось, что «Дори» еще лучше, чем «Немо». Если называть вещи своими именами, это шедевр.

Дори – синяя рыбка, которая по-русски называется «голубой хирург». Нет, она никак не связана с хирургией, у нее совсем другие заботы: врожденное расстройство памяти (Стэнтон придумал это, когда случайно узнал из одного исследования, что рыбы могут удерживать информацию не дольше трех секунд). Дори помнит свое имя, осознает, где находится, но прошлое для нее покрыто мраком. А в этом прошлом были любящие и заботливые родители, которые воспитывали ее, беспокоились насчет ее болезни – и однажды все-таки ее упустили.

Но у Дори случаются проблески. В какой-то момент ей удается хотя бы приблизительно осознать, откуда она родом. И она пускается на поиски папы и мамы, а вслед за ней пускаются рыбки-клоуны Марлин (отец) и Немо (сын), потому что оставлять ее такую одну нельзя.

Хирург и лесбиянки

Рыба-хирург живет в индоокеанской области, встречается от Африки до Японии, питается планктоном, боится акул. В фильме Дори озвучила та же Эллен де Дженерес, которая озвучивала ее в фильме «В поисках Немо». Тогда возник нелепый скандал: какая-то мамаша предъявила студии Walt Disney претензию, что рыбку озвучивает открытая лесбиянка и таким образом пропагандирует гомосексуализм среди несовершеннолетних. Сейчас же в фильме на секунду появляются две женщины, которые совместно возятся с ребенком; конечно, они могут быть сестрами или подругами, но в интернете уже завопили «однополая семья». Если так – со стороны студии Pixar это красивый жест в адрес той самой мамаши, в жанре «подавитесь».

Кинокритик Роджер Иберт, когда смотрел «В поисках Немо», жалел, что сел слишком далеко от экрана, – его поразила красота этого фильма, он хотел посмотреть его заново в первом ряду, чтобы подводный мир заполнял поле зрения целиком. Высшей похвалы режиссеру-аниматору придумать, наверное, невозможно. В «Дори» Стэнтон населяет экран новыми феерическими существами, причем все они с большими заскоками, каким позавидовал бы Вуди Аллен. Дори, видите ли, в итоге выясняет, что ее родина – калифорнийский океанариум, и вместе со спутниками благополучно туда прибывает. А там они знакомятся с близорукой китовой акулой по кличке Судьба (она была ее подругой в детстве, что у Дори, естественно, выпало из памяти), белухой Бэйли (как все белухи, он способен к эхолокации, но совершенно не верит в себя и считает, что этот дар утрачен), морскими львами-гопниками, чокнутой гагарой, безымянным моллюском, хранящим в своей раковине жемчужину, а в душе – депрессию и память об утраченной любви, ну и главное – с истерическим осьминогом Хэнком, который пережил в море чудовищные испытания и теперь мечтает только о тишине и покое. А его грозятся выпустить на волю – потому что в океанариуме морских тварей только лечат, а жить потом отправляют обратно.

Честно, не хочется пересказывать подробнее. Это редкий случай, когда стоит тупо написать: сходите и посмотрите, и не важно, сколько вам лет, и поставить на этом точку. Стэнтон правда гениальный режиссер: кроме «Немо» он снял еще и «Валли», фильм про робота-мусорщика, и пока снимал, нечаянно сбросил Чарли Чаплина с корабля истории. И «Дори» – почти такой же триумф.

Но все-таки для проформы можно придраться. Как обычно и бывает у студии Pixar, люди удаются аниматорам гораздо хуже, чем рыбки, звери или игрушки (к счастью, людей в этом фильме совсем немного, но, когда они все-таки появляются, невольно вздрагиваешь). И, если честно, немного жалко Хэнка. Он интроверт, все, о чем он мечтает, – покой (а не воля), и к этому, черт побери, стоит относиться с уважением. Но нет – его затаскивают обратно в океан, потому что там есть Свобода, волшебный американский фетиш. То, что все существа разные и некоторые готовы отказаться от свободы в пользу чего-то иного, не принимается во внимание (Стэнтон просто не может представить, что такое бывает). Не можешь – научим, не хочешь – заставим, и все это с помощью железной руки и ежовых рукавиц: давай-давай обратно в море, там это, вольготно.

На финальных титрах «Дори» показывают Хэнка, ползающего по океанариуму, и любой интроверт захочет верить, что это не флешбэк, а анонс сиквела: он вернулся туда, где ему более или менее хорошо, где никто не будет откусывать ему ноги. Возможно, так и будет, если на Pixar еще через 10 лет решат снять отдельный фильм про осьминога. А они решат как пить дать. Такое уже нельзя оставлять без продолжения.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»