Крем насущный

Что можно увидеть и попробовать на французском фестивале классических автомобилей
Panhard & Levassor X19 Skiff Torpedo 1912 г., победитель конкурса Chantilly Art & Elegance Richard Mille 2016 в категории «Необычные кузова»/ Г. Анисимов / Ведомости

Сделать подобный праздник довольно легко. Инструкции проще уподобить рецептам французских поваров haute cuisine: «Возьмите сотню зрелых авто, добавьте полдюжины свежих концептов, щепотку мотоциклов, сложите все в большую емкость вместе со сливками общества, нагревайте, постоянно помешивая, на медленном огне до появления легкого глянца. Затем влейте бокал шампанского, наперсток конского пота, положите букет специй и при первых признаках закипания добавляйте средневековые традиции, роялизм (лучше с корочкой абсолютизма), буржуазный размах и республиканскую чопорность; для усиления вкуса обязательно прысните несколько капель революционного бардака. Для соуса в отдельной кастрюле смешайте французские шик с шармом, положите в них один крепкий бренд (можно добавить другие, если они сочетаются по вкусу) и аккуратно растапливайте на огне, пока не получится однородная масса. Сервируйте индивидуально в крупные тарелки, покрыв горячее блюдо теплым соусом. Украсьте красными брюками, дамскими шляпками, шейными платками, корзинками для пикника, зонтиками и детским смехом. Подавайте с красным бордо хорошей выдержки».

То есть на бумаге все просто. Но, чтобы это воспроизвести, требуется пошаговое описание.

Главное событие фестиваля Chantilly Art & Elegance Richard Mille, который в минувшие выходные прошел в замке Шантийи, в получасе езды от Парижа, – одноименный конкурс классических автомобилей. Но на центральное мероприятие ловко нанизано множество дополнительных бусин, создающих на территории бывшего поместья принцев Конде ожерелье праздника. Тогда даже случайно оказавшемуся на нем будет чем заняться. Но случайных людей здесь немного.

В этом году конкурс проводится в третий раз, тематика ретроэкспозиций меняется, но основных категорий — три: Concours d'etat (соревнование состояния или уникальности классических автомобилей), Concours d'Elegance (для концептуальных машин) и Concours des Clubs (для клубов отдельных марок). В экспозициях преобладают машины европейских брендов, но сами машины приезжают со всего света. Например, самый престижный приз – Best of Show – отправился в США вместе с владельцем Alfa Romeo 8C 2900B Lungo Berlinetta с кузовом Carrozzeria Touring 1938 г. Джоном Ширли. Модели подобраны по специфическим темам (всего в этом году их 21) – болиды Bugatti, участвовавшие в довоенных Grand Priх, исчезнувшие британские марки — Wolseley, Sunbeam, Invicta, Standart Swallow, AC, Alvis, Frazer-Nash, Bristol – машины с паровыми двигателями... Обилие итальянских марок — Ferrari, Alfa Romeo, Lancia, OSCA – объясняется не только их изяществом и любовью коллекционеров, но и специальной подборкой самых интересных кузовов, разработанных ателье Zagato. Среди лучших экземпляров кузовных кутюрье Франции выделялись машины марки Hispano-Suiza, «одетые» эмигрантом из царской России Яковом Савчуком, то есть знаменитым французским дизайнером Жаком Саутчиком (Jacques Saoutchik). Этим и ограничивалось присутствие нашей страны на фестивале, если не считать нарядной молодой пары, шумно делавшей селфи на фоне одного из раритетов.

Конкурс концептов проходит довольно необычным образом. Круг почета вокруг фонтана дворца машина проходит в сопровождении наряженной в кутюрное платье манекенщицы (или манекенщица в сопровождении машины?). Но призера этого года — Vision Mercedes-Maybach 6 – сопровождал еще и оператор, дистанционно управлявший концептом с пульта - как детской игрушкой, но длиной шесть метров. Звание концепта Best of Show получил авангардный DS E-Tense, который, как заявил на конкурсе директор французской марки DS Ив Боннфон, скоро станет серийной моделью. Гиперкар Bugatti Chiron, показанный весной на автошоу в Женеве, вызвал большой ажиотаж у фоторепортеров и публики, но нисколько не растрогал жюри.

Судей конкурса явно больше радовали редкие автомобили с подтвержденной родословной. Например, «лучшая в шоу» Alfa Romeo была выпущена в десяти экземплярах, из которых, вероятно, сохранилась единственной (машина Ширли уже стала лучшей в аналогичных конкурсах Pebble Beach Concours d'Elegance в 2008 г. и Concorso d'Eleganza Villa d'Este в 2009 г.). Фаворитами были гоночные экземпляры — например, победитель категории с кузовами Zagato, тоже Alfa Romeo 8C, но Spider 2300 1932 г., четырежды выиграла «24 часа Ле-Мана». Другая ценность – машины, как говорят французы, «dans son jus» (дословно «в собственном соку»), – сохранившие все оригинальные детали и краску, красиво состарившиеся, не потерявшие привлекательности с возрастом. Еще одна отмеченная призом Alfa 8C – 2300 Roadster Fagoni & Falaschi 1932 г. – была во время войны спрятана от экспроприации в гараже семейного поместья и найдена только в 2014 г., практически в заводском состоянии.

Коллекционеры с упоением пересказывают подобные истории обретения своих жемчужин. За многими экземплярами, выставленными на лужайке замка, вели многолетнюю охоту: объявления о продаже машин такой уникальности не появляются в интернете или автожурналах. Для коллекционеров дело не в деньгах — без них, понятно, не обойтись, а в его величестве случае, долгом поиске и счастливом мгновении, когда мечта внезапно материализуется самым неожиданным образом.

С появлением конвейера только сделанные вручную штучно или маленькими партиями машины приравниваются к произведениям искусства, то есть их стоимость со временем растет, а не падает. С распространением сотового телефона ту же тенденцию повторяют механические часы. И те, и другие — сложнейшие механизмы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни человеку. В тех и других инженерный гений не может обойтись без дизайнерского озарения. «Аналогия между автомобилями и часами настолько очевидна, что мне даже не хочется об этом рассуждать», – говорит президент и владелец часовой марки Richard Mille француз Ришар Милль – энтузиаст и коллекционер классических автомобилей и организатор конкурса (совместно с Патриком Петером). Выпущенная в честь конкурса Chantilly модель хронографа RM 11-03 с изменяемой геометрией ротора создана под впечатлением гонок Formula 1, говорит владелец часового бренда.

Спорт для автомобилей - то же самое, что точность хода - для часов. Почетные места среди классических машин занимают победители гонок, уцелевшие в боях за звание лучших или восстановленные до изначального состояния после аварий. На самом видном месте, расцвеченные рекламой и именами знаменитых гонщиков, - Ferrari, но в Шантийи много французских машин. Бельгийский коллекционер Алан Нуаромм, владелец гаража из нескольких классических Ferrari, не побоялся выставить маленький, но злой Renault 5 Turbo, участвовавший в ралли Tour de France Automobile в 1980 г., и получил за него специальный приз жюри. В одной из секций спортивных автомобилей сталкиваемся с президентом FIA Жаном Тодом, членом жюри Chantilly Art & Elegance, который критически осматривает харизматичную Alpine Renault A110 1969 г., на крыле которой набито его имя. На вопрос корреспондента «Ведомостей», его ли эта машина, мэтр морщится, произносит «не уверен...» и спешит к следующей машине экспозиции, посвященной его спортивной карьере.

На обширной лужайке между замком Шантийи и прудом автомобили, которые трудно увидеть на других подобных выставках, расставлены необычно далеко друг от друга и вольготно. Зеленое пространство вокруг них оформлено под открытые беседки и настольные игры для детей. Прогуливаясь по дорожкам, коллекционеры и публика обходят вокруг старинные автомобили, фотографируются — смотреть и снимать можно все, а если разговориться с хозяином, то и потрогать, если очень повезет — посидеть внутри, вдыхая пряный аромат старой кожи и слегка подтекшего бензина. По искусственному руслу реки - Le Grand Canal - ходят паровые лодки и пароходики, приветствуя своим свистками сухопутных современников. Публика развлекается также упражнениями в лодках под парусом и полетами на воздушном шаре. В специальных шатрах кондитеры проводят мастер-классы изготовления сливочного крема, названного в честь поместья. За оградой замка и ближе ко входу выставляют машины-олдтаймеры и более свежие спортивные модели – клубы марок и частники — еще около тысячи самых разных моделей со всего света.

Во Франции проходит множество показов и пробегов автомобилей, которые начинаются с поздней весны и длятся все лето по октябрь (считается первым осенним месяцем). Третий по счету конкурс элегантности в Chantilly свидетельствует, что это имя собственное начинает ассоциироваться не только с великолепным замком и знаменитым кремом, но новым брендом в автомобильном мире, наравне с аналогичными конкурсами в Италии и США. В этом году, по данным организаторов, фестиваль посетили 13 500 человек, следующий конкурс назначен на 10 сентября 2017 г.