Статья опубликована в № 4157 от 09.09.2016 под заголовком: Искусство – покупателю

В Гостином дворе до воскресенья открыта ярмарка современного искусства Cosmoscow

Ее черта – расчет на реального покупателя и прагматичная ценовая политика, а работы интересные есть

Политические и экономические потрясения плохо влияют на арт-бизнес – и российское современное искусство в полной мере почувствовало влияние негативных тенденций последних лет. Но один из способов понять реальную картину – что предлагают покупателям устоявшие на ногах участники рынка – это сходить на ярмарку Cosmoscow, которая в четвертый раз открылась в Москве. Единственная на сегодняшний день международная ярмарка современного искусства на территории России и СНГ в этом году представляет 38 галерей, среди которых, кроме российских, участники из Испании, Великобритании, Грузии, Голландии. Каждая галерея может показать не более двух авторов – это, по словам директора и основателя ярмарки Маргариты Пушкиной, стало единственным ограничением, которое поставил участникам экспертный совет.

Несколько лет назад российские ярмарки современного искусства были в большей степени площадкой для демонстрации интригующих творческих высказываний и в меньшей – местом, где реально совершаются покупки. Сегодня ситуация изменилась. Художественных экспериментов никто не отменял, но прагматичная ценовая политика галерей благоприятствует коллекционерам. Завораживающая пара синего и белого монстров в скульптуре Дмитрия Каварги «Энергия тупика» (Savina Gallery, СПб) оценена в 20 000 евро, а установленная в центре Гостиного двора брутальная инсталляция Саида Атабекова «Таможенный пункт», вызывающая в памяти легендарный «Апофеоз войны» Верещагина (Artwin gallery, Москва – Баку), – в 15 000 евро. В московской галерее «11.12» в ряд выставлены ужасающе прекрасные «Кокошники-противогазы» Василия Слонова (11 000 евро) и пронзенный гвоздями лаконичный стальной «Дом» Рината Волигамси (12 000 евро).

Урожайная осень

В рамках параллельной программы ярмарки Cosmoscow в Московском музее современного искусства проходит выставка Стефана Балкенхола – рельефы-портреты и работы из дерева, созданные скульптором за последние 15 лет. Одновременно с ярмаркой в фонде In Artibus проходит выставка Михаила Рогинского, в Музее русского импрессионизма – выставка Валерия Кошлякова, а в середине сентября в Центре Помпиду открывается выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000-х годов», представляющая работы русских художников, переданные в дар музею.

Галерея «Эритаж», работавшая ранее с авторами первой половины ХХ в., расширила поле деятельности и представила фотографии Оксаны Мась (8000–20 000 евро), а Laboratotia Art & Science Space привезла из Сингапура тактильную интерактивную инсталляцию Луи-Филиппа Демерса «Слепой робот».

На своих местах и самые активные представители рынка современного искусства: в галерее «Риджина» огромный кот сражается с рыбой на картине Егора Кошелева «Красный гурман» (8000 евро), у VLADEY есть Олег Целков «С картами» (55 000 евро) и Павел Пепперштейн «Цивилизация свитков 4018-4555» (52 000 евро). Особо привлекают внимание коллекции работ классиков Михаила Рогинского (5000–65 000 евро) и Владимира Вейсберга (45 000–110 000 евро) на стенде аукциона «АРТ4», а одна из фотографий балерины Светланы Захаровой работы Владимира Фридкеса (Frolov Gallery, 2600 евро) будет продана в рамках ставшего традиционным для ярмарки благотворительного аукциона Off white в пользу фонда «Обнаженные сердца».

Кроме аукциона в рамках некоммерческой программы Cosmoscow представляет выставку «Глазами коллекционера» с работами Виктора Пивоварова, Тимура Новикова, Гюнтера Форга, Влада Кулькова, Евгения Антуфьева (из частных собраний); проекты молодых авторов – стенд «художника года Cosmoscow» Светы Шуваевой, инсталляцию Андрея Кузькина «Молельщики» и украшающую вход на ярмарку инсталляцию Анастасии Потемкиной. Отдельный стенд – к своему двадцатилетию – представил «Мультимедиа арт музей, Москва» (МАММ).

Судя по всему, современное российское искусство не собирается тихо умирать: парадоксальным образом именно сейчас может сформироваться настоящий рынок актуального искусства, активно взаимодействующий не с избранными спонсорами, а с реальными покупателями.

Ярмарка открыта по 11 сентября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать