Театр Ла Скала выступает в Москве по-итальянски

В эпоху глобализма миланцы сумели показать итальянскую музыку, театр и певцов
Постановка «Симона Бокканегры» сочетает парадный стиль и вольную фантазию: над головой дожа, правившего в XIV веке, висит картина века девятнадцатого/ Brescia e Amisano/ Teatro alla Scala

Российско-итальянский культурный диалог стал основным сюжетом сентября. В то время как в Венеции вручали «Серебряного льва» Андрею Кончаловскому, а в Пушкинском музее развешивали выставку Рафаэля, в Большом театре репетировали оперу Верди «Симон Бокканегра». Очередные гастроли театра Ла Скала стали частью фестиваля «Черешневый лес», а добрый сосед Большого театра ГУМ – основным партнером.

Миланский театр ездит в Москву начиная с 1964 г. раз в несколько лет. На сотрудничестве не сказалось и то, что национальная идентичность театров и принципы содержания их штата претерпели серьезные изменения. В миланском театре, как и во всех европейских оперных домах первого мирового ряда, давно уже нет постоянной оперной труппы – поют звезды, приглашенные на конкретные роли. Театры стали похожи один на другой, повсюду поют одни и те же певцы – эта практика коснулась и Большого, хотя в нем труппа, этот пережиток советских времен, продолжает сохраняться. В таких условиях любому театру сложновато привезти в гости свой самовар, решительно непохожий на соседский. Но миланцам это удается, а на сей раз удалось особенно: возникло полное ощущение, что к нам приехал именно итальянский театр, именно итальянская музыка, именно итальянские певцы.

Да так оно и было. И главная радость гастролей – выбор репертуара: к нам привезли Верди, но не популярную «Аиду» или «Травиату», а «Симона Бокканегру», который редко ставится не только у нас (впрочем, как раз недавно его поставили в Мариинском театре), но и повсюду.

Главный персонаж этой оперы сначала грабил в Средиземном море, а потом был избран дожем Генуи и употребил власть во благо процветания Лигурии и даже наметил идею объединения Италии, осуществившуюся лишь при жизни Верди. Столь симпатичный персонаж, однако, обуреваем тяжкими воспоминаниями, и это главное, что выдающимся образом играет ветеран итальянской оперной сцены Лео Нуччи. Ему уже хорошо за семьдесят, и голос заметно качается. Ближе к концу спектакля, когда возрастает трагический накал, об этом почти забываешь. Протагонист окружен неплохим ансамблем: весомо и наполненно звучит сопрано Кармен Джанаттазио, легко и гибко разливается тенор Фабио Сартори, злодейски харизматичен второй баритон Паоло Альбиани. Как видим, состав именно итальянский, словно на дворе эпоха Хрущева или Брежнева, но участие Михаила Петренко в тяжеловесной партии Якопо Фиеско вносит оттенок современного космополитизма.

Еще не конец

Гастроли Ла Скала завершатся 15 сентября концертом итальянской оркестровой музыки. Произведениями Керубини, Верди и Россини дирижирует Риккардо Шайи. В Большом театре на Исторической сцене.

Постановка Федерико Тьецци тоже словно из прежних времен – вполне идущая музыке, в меру костюмная, в меру авторская, корректная по отношению к оригиналу, но не избегающая вольных метафор: так, зал совета во дворце дожей украшает картина «Крушение надежды» Каспара Давида Фридриха, современники Верди наблюдают за печальным финалом, а в медленно спускающемся зеркале отражается оркестр и темечко дирижера Мюнг Вун Чунга. Именно он и стал главным героем спектакля, настолько уверенно и точно он собрал ансамбли, дав прозвучать всем тембрам, сохранив их разность и придав им меру слиянности. Оркестр играл прозрачно, очаровывая изысканным тембром литавр и в силу присутствия чимбассо в основе медной группы очень по-итальянски.

Прекрасен был и хор, который на следующий день в количестве 80 человек стал главным героем исполнения Реквиема Верди. Ла Скала привозит Реквием в Москву на каждую гастроль, на этот раз мы имели, возможно, одно из лучших исполнений. Дирижировал нынешний шеф Ла Скала Риккардо Шайи, который, не нарушая традиций и не проявляя субъективизма, выстроил эту грандиозную звуковую фреску с 12 трубами в Tuba mirum и еле слышными пиано убедительно и неотразимо. Квартет солистов был подобран один к одному: и снова рядом с Марией Хосе Сири, Даниэлой Барчеллоной и Франческо Мели пел русский бас – Дмитрий Белосельский.

Театр Ла Скала славится склочностью, управлять им нелегко, но интендант Александр Перейра проявил талант, явно превышающий бюрократическую ловкость. Гастроли миланского театра стали большим, чем страница культурного обмена, они оказались жестом нации.