Малый бизнес не спешит переезжать в индустриальные парки

Хотя власти и операторы парков заманивают его разными льготами
А. Таранин

По данным геоинформационной системы индустриальных парков (ГИСИП), сейчас в России насчитывается 122 индустриальных парка (в 2013 г. – 101). За последние несколько лет общие – государственные и частные – инвестиции в строительство их инфраструктуры составили внушительную сумму: 135,7 млрд руб. Парки построены, но резиденты не торопятся их заселять. Действующие объекты заполнены лишь наполовину (средний процент – 51,2%). В создаваемых резидентов еще меньше – их средняя заполняемость составляет 32,9%. Некоторые эксперты говорят: не над теми проектами работали. За последние годы было построено избыточное количество промышленных зон складского назначения, потому что такие объекты не требуют больших инвестиций и быстро окупаются, говорит Валерий Прокопович, гендиректор компании Dega Market (занимается привлечением резидентов в индустриальные парки, построенные швейцарской компанией Dega Group). Проблема в том, что спрос на такие складские помещения уже давно удовлетворен, а их все равно продолжают строить. Бизнесу же нужны площадки, рассчитанные на производство, но за такие проекты мало кто берется. Отсюда и низкая заполняемость парков, считает эксперт.

Кроме прочего, не во всех промышленных парках можно получить налоговые преференции, которые зависят от местных властей. Где-то есть льготы по налогу на имущество или по налогу на прибыль, а где-то их нет. Наибольший набор льгот, говорят предприниматели, предоставляют технопарки. Но не всем, а только стартапам из высокотехнологичных отраслей. И начинающие предприниматели из этих отраслей предпочитают размещаться в технопарках, хотя там нет производственных площадок (только офисные и лабораторные помещения). Так, «Эффективные тепловые системы» являются резидентом фонда «Сколково», где они имеют нулевую ставку по НДС, по налогу на прибыль и на имущество плюс платят страховые взносы по ставке 14% фонда оплаты труда вместо 34%.

Дело в канализации

По данным той же ГИСИП, лишь 47,5% парков обеспечены теплом и 69,7% – очистными сооружениями и канализацией. 7% не имеют электричества, 19% – газа и коммуникаций, 11% – воды, у 8% еще не решена проблема с кадрами. Многие парки были построены на базе старых заводов: они подключены к городским очистным сооружениям и канализации, поэтому своей собственной инженерной инфраструктуры не имеют, объясняет Борис Сычев, директор по сертификации и аналитическим проектам Ассоциации индустриальных парков (АИП). И чаще всего инфраструктурой приходится заниматься владельцам того завода, на территории которого создается парк: они должны построить ТЭЦ, подвести электричество, а это миллионы евро. Не у всех на это есть деньги, говорят эксперты.

Другое дело, когда парки строятся с нуля – тогда прокладкой инфраструктуры до территории парка обычно занимаются региональные власти. Внутри парка опять же об инженерных коммуникациях должны заботиться сами резиденты. А это дорогие инвестпроекты, непосильные для малого бизнеса. В индустриальном парке «Грабцево», находящемся в Калужской области (в нем обосновались прежде всего крупные предприятия автопрома), каждый инвестор вопрос тепла решает самостоятельно. К парку подведены газ, вода и электричество, а прокладку коммуникаций внутри парка, к зданиям, инвесторы-предприятия финансируют сами, рассказал один из топ-менеджеров «Грабцево», попросивший не называть его имени.

Дорогие площади

Приходу малого и среднего бизнеса в парки, по признанию эксперта из «Грабцево», препятствует не только инфраструктура, но и дороговизна площадей. Бизнесу дешевле арендовать готовые производственные помещения, паркам же выгоднее строить их под ключ и продавать. Например, в том же «Грабцево», по данным паспорта этого парка в ГИСИП, есть возможность аренды земли, но нет возможности взять в аренду готовые производственные помещения.

Чьи инвестиции

По данным ГИСИП, в 2015 г. государство вложило в инфраструктуру индустриальных парков 15 млрд руб., а частные инвесторы – 18 млрд руб. Парков категории браунфилд в России насчитывается 33, гринфилд – 84, и еще пять парков построены по смешанной модели.

Для сравнения: в Московской и Ленинградской областях стоимость 1 га земли доходит до 60–70 млн руб., по данным АИП, а максимальная стоимость аренды производственных площадей составляет 4000 руб. за 1 кв. м в год. В других регионах цены ниже: при покупке 1 га земли обойдется от 5 млн руб., а аренда составляет примерно 600 руб. за 1 кв. м. Но хотя там и дешевле, резидентов привлекает Москва. Половина компаний хотят размещаться поближе к столице, ведь это самый лучший рынок сбыта, говорит Сычев.

Еще два года назад небольшие компании не могли заходить в парки Dega Group, так как для них слишком дорого было выкупить сразу несколько тысяч квадратных метров производственных площадей, рассказывает Прокопович. Почувствовав дефицит резидентов, компания Dega Market ввела для малого и среднего бизнеса специальную программу: предприниматель договаривается о строительстве помещения площадью от 400 кв. м и выкупает его в рассрочку. Треть суммы он вносит сразу, а все остальное выплачивает равными долями в течение 5–6 лет. По словам Прокоповича, на таких условиях в парк заехало пять резидентов – из сфер пищевой и легкой промышленности, а также металлообработки.

Заказы вместо завода

В представлении самих предпринимателей парки – это большие пустые ангары, в которых нет никаких производственных линий. Они понимают, что для запуска цеха в эксплуатацию придется вложить много денег. Действительно, большинство индустриальных парков, внесенных в базу ГИСИП, не предоставляют резидентам технологическое оборудование. Налаживать производство каждый должен сам.

Поэтому многие стартаперы не рассматривают варианты создания производств в индустриальных парках, так как считают, что гораздо эффективнее размещать заказы на заводах. Компания «Эффективные тепловые системы» три года занималась разработкой инновационного радиатора отопления. К 2015 г. опытно-конструкторские и испытательные работы закончились, и она начала готовиться к запуску мелкосерийного производства. Заместитель гендиректора компании Михаил Локтаев уже ведет переговоры с одним из российских производителей радиаторов. «Завод получает много заказов, его руководство планирует запустить новую, более мощную линию, а одну из работающих было бы реально перепрофилировать под наш продукт, – рассуждает он. – Выгода взаимна. Нам не придется строить производство с нуля». Только для закупки, монтажа и наладки оборудования в промышленном парке, по подсчетам Локтаева, компании понадобится около $5–6 млн, а чтобы запустить серийное производство на уже существующем предприятии – не больше $600 000. В свою очередь, завод загрузит избыточные мощности и расширит ассортимент производимой продукции, говорит Локтаев.

Дорогие услуги

Гипермаркет «Леруа Мерлен» открылся в 2013 г. в индустриальном парке «Ногинск-Борилово», по словам директора гипермаркета Владислава Волчкова. Ритейлера привлекло сюда, в частности, удобное дорожное сообщение: парк находится в 500 м от федеральной трассы. Сама идея создания единого кластера, где объединены производственные мощности, складские помещения и отдельная зона розничной торговли, инновационна, замечает Волчков. Но есть и минусы размещения в парке – например, тарифы на электроэнергию и воду кажутся руководству магазина завышенными (в парке «Ногинск-Борилово» имеется своя электростанция и водяная скважина, и тарифы парк устанавливает сам). По сравнению с рынком они выше примерно на 20%, говорит Волчков.

То же касается стоимости дополнительных услуг, которые предоставляет парк: охрана, содержание и эксплуатация объектов общего пользования, транспортировка персонала резидентов, уборка территории, вывоз мусора и т. д. По словам Волчкова, «Леруа Мерлен» не пользуется дополнительными услугами парка, потому что ритейлеру это кажется дорого, и решает этот вопрос самостоятельно. Поэтому, говорят в «Леруа Мерлен», доля затрат гипермаркета на эксплуатацию здания, охрану и транспорт относительно невелика – сейчас она не превышает 2% от товарооборота.

Парки, в свою очередь, жалуются на собственные высокие издержки. «Землю мы покупаем у частников, а она дорогая, – делится Прокопович. – Будь она дешевле – и наше предложение по ее продаже было бы более доступным». В Dega Market 1 га земли стоит от 30 млн руб. А высокая стоимость земли мешает снижать цены на производственные помещения. «Наш основной источник дохода – продажа зданий и их эксплуатация. Землю же под строительство мы продаем практически по той же цене, по которой и покупаем. Иначе распугали бы всех потенциальных резидентов», – говорит Прокопович.