Все больше заводов переводят работников на неполную занятость

Однако эксперты видят в этом лишь отсрочку новой волны сокращений
А. Таранин

В январе 2016 г. президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил на встрече министров труда стран БРИКС, что в случае затяжного кризиса работодателям придется снова сокращать персонал и вводить неполную рабочую неделю. К 17 февраля, по данным Минтруда, работники 2400 предприятий находились в простое, были переведены на неполную рабочую неделю или сокращенную смену либо ушли в отпуск по соглашению сторон. Как сказал во вторник 1 марта на совещании в Чебоксарах министр труда Максим Топилин, сейчас общая численность работников, переведенных на неполную занятость, составляет около 301 000 человек. В это число входят 70 000 работников автомобильных заводов (20%) и 30 000 строителей (11%). Остальные – персонал предприятий по производству электрооборудования, вычислительной и измерительной техники, стройматериалов, машин и оборудования.

На фоне падения спроса на продукцию заводы вынуждены оптимизировать персонал, но боятся сразу высвобождать огромную армию людей, опасаясь социального взрыва, говорит Александр Сафонов, проректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы. «Перевод на сокращенную неделю можно считать началом процедуры увольнения. Через полгода заводы все равно начнут всех этих людей увольнять», – объясняет эксперт. Он считает, что на заводах уже есть скрытая безработица, так как численность занятых не коррелирует с объемами выпускаемой продукции: люди числятся в штате, но получают копейки и мало производят. С конца 2016 г., в частности, на сокращенную рабочую неделю перешли Машиностроительный завод им. Воровского, Монетный щебеночный завод, Карпинский электромашиностроительный завод, авиационный завод «Авиакор» и многие другие. Однако неполная занятость дает только временную отсрочку, потому что по Трудовому кодексу нельзя переводить сотрудников в режим неполной занятости больше чем на полгода.

Ждут помощи

Аналогичная ситуация – и еще более острая – наблюдалась на заводах в кризис 2008–2009 гг. По словам Топилина, в 2009 г. в режиме неполной занятости пребывало 1,7 млн человек. Заводы массово переводили работников на сокращенную рабочую неделю, чтобы избежать сокращений и социальной напряженности, вспоминает Сергей Солнцев, заместитель заведующего лабораторией исследований рынка труда Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики (ВШЭ). «Но прошлый кризис залили деньгами. Государство заплатило предприятиям за то, чтобы они не сокращали персонал», – замечает он. По официальным данным, в 2009 г. государство потратило на поддержку занятости 115,6 млрд руб., из которых 38,1 млрд пошло на реализацию дополнительных региональных программ по предупреждению безработицы. Комплексные меры поддержки отечественного производства позволили сократить в декабре 2009 г. численность работающих неполное рабочее время с 1 млн до 350 000 человек.

Сейчас заводам тоже может понадобиться помощь государства. Так, на «Камазе», где в феврале конвейер проработал лишь 14 дней и, как предполагается, проработает только 15 дней в марте, помимо перевода персонала на неполную рабочую неделю действует собственная программа временной занятости. В свободные дни сотрудники занимаются вспомогательными работами, например оптимизацией технологических процессов. Всего в этих работах задействовано 25 000 человек из 36 000 работающих на заводе. По словам представителя «Камаза», ежемесячные затраты компании на программу временной занятости составляют 60–80 млн руб., которые государство компенсировать не будет. Однако источники «Ведомостей» сказали, что «Камаз» рассчитывает все же получить по федеральной программе занятости около 600 млн руб.

Денег дали меньше

Согласно антикризисному плану правительства в федеральном бюджете 2015 г. на предоставление субсидий для дополнительных мер поддержки занятости было предусмотрено 5,2 млрд руб. Из них согласно документу было выделено 3,9 млрд, а потрачено – 3,2 млрд. Региональные программы по снижению напряженности на рынке труда представили в Минтруд 75 регионов, а общая численность участников программ составила 168,5 млн человек. В 2016 г., заявил недавно Топилин, на поддержку рынка труда в регионах будет выделено 3 млрд руб. и еще 7 млрд пока остается в резерве.

В этот кризис правительство не может позволить себе выделить столько же денег на поддержку занятости, сколько оно выделяло в 2009–2010 гг., так как в бюджете таких денег просто нет, говорит Сафонов. К тому же пришло понимание, что надо не просто поддерживать занятость, а проводить реорганизацию предприятий, чтобы они были конкурентоспособны. Но это подразумевает сокращение штата, чего правительство пытается избежать, полагает эксперт.

Под угрозой сокращения

По словам Топилина, сейчас в стране 200 000 человек готовится к увольнению в ближайшее время, а всего под риском увольнения с учетом неполной занятости находятся около 0,5 млн россиян.

Финансовую помощь в этот раз выделили в меньшем размере, потому что денег сейчас нужно меньше, возражает Игорь Поляков, ведущий эксперт-экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Он говорит, что заводы, наученные прошлым кризисом, уже провели необходимую оптимизацию и сократили достаточно людей. Пока они не видят предпосылок для выхода из кризиса, но все же надеются на постепенный рост спроса на свою продукцию и не хотят терять компетентные кадры. Поэтому они снижают издержки не за счет сокращения персонала, а за счет неполной занятости.

Важно сохранить компетенции персонала, поэтому «АвтоВАЗ» никого больше не увольняет, подтверждает Сергей Ильинский, представитель «АвтоВАЗа». Завод с февраля перешел на сокращенную, четырехдневную, неделю. По словам Ильинского, у всех сотрудников зарплаты сокращены на 20%. Сейчас на «АвтоВАЗе» числится около 44 000 сотрудников, а средняя зарплата, по данным «Ведомостей», составляет 28 000 руб. Режим неполной занятости введен на полгода в связи с почти 35%-ным спадом продаж на рынке автомобилей.

По словам Ильинского, «АвтоВАЗу» очень помогла госпрограмма обновления автопарка, предназначенная для стимулирования спроса на автомобили. С помощью этой госпрограммы в 2015 г. было продано 42% автомобилей Lada. Между тем источники «Ведомостей» ранее говорили, что заводу для нормализации ситуации требуется около 2 млрд руб.

И благо, и зло

Проблема в том, что высвободить сейчас большое количество людей невозможно, потому что для них нет рабочих мест, замечает Солнцев. «Ни крупный, ни средний, ни малый бизнес не создает новых рабочих мест, и это серьезная экономическая проблема», – говорит он.

Перевод сотрудников на неполную занятость на заводах, с одной стороны, помогает стране более безболезненно пережить кризис, так как безработица не растет стремительными темпами, а у людей сохраняется какой-никакой доход, отмечает Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований ВШЭ. С другой – производительность труда при неполной занятости падает, что снижает общую производительность труда в экономике, поясняет он.

Нынешний кризис уже выявил неэффективность использования трудовых ресурсов в экономике, добавляет Поляков. Стало ясно, что в ходе модернизации и автоматизации заводам так или иначе пришлось бы постепенно сокращать персонал. А инвестировать надо не в сохранение штата, а в импортозамещение, выход на внешние рынки, разработку инноваций. Все это в конечном счете приведет к росту производства и, соответственно, росту спроса на новые кадры.

Например, 28 января 2015 г. Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) объявил о приостановке производства из-за отсутствия заказов. Но уже в феврале, как сообщил первый заместитель губернатора Ростовской области Александр Гребенщиков, федеральный бюджет выделил РЖД 15 млрд руб. на закупку подвижного состава, и НЭВЗ с марта 2015 г. возобновил работу – на кредит, взятый материнской компанией «Трансмашхолдинг». Самая лучшая мера поддержки занятости, единодушны эксперты, – это новые заказы.