Сбербанк создает программу обучения на базе РАНХиГС

Подобные проекты уже есть у IBS, «Яндекса» и других компаний
Сбербанк сам оплатит обучение и проживание всех студентов, которые успешно сдадут вступительные экзамены и пройдут конкурсный отбор/ Е. Разумный / Ведомости

Сбербанк запускает совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте России (РАНХиГС) магистерскую программу подготовки кадров по специальности «финансовые технологии», рассказал представитель Сбербанка. Заработает программа в сентябре, по окончании магистратуры все выпускники смогут трудоустроиться в Сбербанк, обещает собеседник «Ведомостей». Всего в нынешнем году РАНХиГС планирует принять по этой программе 30 студентов. Два года они будут изучать фундаментальную экономику и финансовый анализ, менеджмент, управление проектами по современной системе Agile, технологии обработки больших данных и blockchain. Преподавать будут профессора РАНХиГС, менеджеры самого банка, профессора и лекторы из Гренобльского, Кингстонского, Антверпенского университетов.

Сбербанк сам оплатит обучение и проживание всех студентов, которые успешно сдадут вступительные экзамены и пройдут конкурсный отбор, обещает его представитель. Придется сдавать английский язык, а также пройти тест GMAT (определяющий способность человека обучаться в бизнес-школах) и собеседование в центре оценки по компетенциям с участием представителей Сбербанка. Обучать по этой программе людей, уже работающих в Сбербанке, не планируется, говорит его представитель, но их дети, если захотят, могут подать заявку на обучение. В какую сумму обойдется проект, Сбербанк не раскрывает.

Финансовой выгоды от подобных образовательных проектов компании не получают, от них бывают только убытки, скептична Марина Нежурина, директор Института информационных бизнес-систем (организован в 2008 г. при поддержке IBS) в составе Национального исследовательского технологического университета МИСиС. Однако польза для компаний все-таки есть – и заключается она в том, что студенты начинают трудиться уже после 1-го курса и быстро становятся ключевыми сотрудниками, обучающими давно работающих коллег современным методам работы, объясняет Нежурина. В прошлом году Институт информационных бизнес-систем подготовил 40 выпускников по специальности «информационные системы и технологии», 50% из них было трудоустроено в самой IBS и ее родственной консалтинговой группе «Борлас».

Похожая программа обучения есть у «Яндекса»: он организует стажировки студентов, аспирантов и выпускников физико-математических факультетов и технических вузов, а потом нанимает их на работу. За последние три года в компании стажировались 500 выпускников, 360 из них остались трудиться на постоянной основе, а некоторые стали руководителями. В 2014 г. «Яндекс» потратил на поддержку Школы анализа данных (образовательный проект «Яндекса», часть слушателей попадают на стажировку в компанию и могут остаться работать), поддержку профильных факультетов в вузах и стажировки 1 млрд руб., говорит его представитель.

По словам руководителя группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Георгия Самойловича, некоторым компаниям не хватает узких специалистов, взять их неоткуда и они вынуждены готовить их сами. Выпускник профильного вуза часто не понимает, как на самом деле работает производство, объясняет Самойлович, и компания, инвестируя в его подготовку, тратит меньше ресурсов на поиск кадров, а вуз привлекает абитуриентов при помощи бренда работодателя. Но маловероятно, что в Сбербанке дефицит узких специалистов, сомневается Самойлович, возможно, проект с РАНХиГС призван «повысить престиж банка как работодателя и привлекать больше талантов».