Статья опубликована в № 4225 от 15.12.2016 под заголовком: Основатели идут в учителя

Основатели российских компаний идут в учителя

Они придумывают необычные тренинги для сотрудников

Дмитрий Байков, ныне директор по развитию компании «Любимый край», 10 лет назад пришел в кондитерскую отрасль из IT. Программист по профессии, он признается, что тогда и не думал, что кондитерское производство можно строить на самых современных и передовых бизнес-моделях. И когда на новом месте работы услышал необычные термины «платформа» и «динамика платформы», то не мог понять, о чем идет речь. Понимание пришло, когда с другими управленцами компании он прослушал обучающий модуль «Стратегия. Структура», который читал сам владелец компании Дмитрий Костыгин. Выяснилось, что платформа – это внутреннее устройство продукта, например печенья (его диаметр, процент начинки, упаковка), а динамика платформы – это темпы вывода продукта на рынок.

Сам Костыгин рассказывает, что начал читать курсы топ-менеджерам компаний, которые ему принадлежат, потому что за много лет у него сложились особые взгляды на вопросы управления и ему хочется, чтобы управленцы понимали ход его мыслей. Курс Костыгина состоит из пяти модулей: стратегия и структура; качество и управление знаниями; коммуникации и инструменты; компетенции и системы оплаты труда; рынок и бизнес-процессы. Каждый модуль он читает управленцам раз в несколько месяцев в течение нескольких дней, цель занятий – расширение сознания топ-менеджеров. Потому что, считает Костыгин, одно вытекает из другого: стоит определить, что такое продукт, как в зависимости от этого естественным образом формулируется политика качества; определились с качеством – становится ясна динамика продаж и содержание программ лояльности клиентов. Одна из учениц Костыгина, Елена Стрельцова, гендиректор «Оптклуба Ряды», который тоже принадлежит Костыгину, уверяет, что ничего подобного ей не рассказывали в Высшей школе менеджмента СПбГУ, которую она окончила несколько лет назад.

Время знаний

В последние годы собственники все чаще берутся обучать своих сотрудников – из-за острой нехватки квалифицированных кадров, рассказывает директор департамента малого и среднего бизнеса бизнес-школы «Сколково» Елена Бондаренко. «Вузовское образование в России отстает от бизнеса на 20 лет. Его качество не удовлетворяет собственников компаний и не решает их проблем», – говорит она.

Максим Фельдман, директор блока MBA и EMBA бизнес-школы «Сколково», допускает, что знания, которые лидеры передают командам, лишь обобщение того, что можно почерпнуть из других многочисленных источников. Но в сочетании с опытом владельца компании, его харизмой и философией эти занятия сплачивают команду топ-менеджеров и повышают ее лояльность.

Некоторые собственники не читают лекций, но ежедневно выступают в роли менторов. Например, гендиректор и сооснователь компании Splat Евгений Демин выступает на внутренних конференциях с развивающими и мотивирующими презентациями и рассылает сотрудникам списки рекомендованных книг. Он еженедельно пишет сотрудникам так называемое мотивационное письмо, в котором напоминает, что обсуждалось в компании на прошлой неделе, и рассказывает, что важно сделать в ближайшем месяце.

Лишают свободы

Верные последователи бизнес-лидеров нередко считают, что успех компании непосредственно зависит от воплощения в жизнь идей, которым научил лидер бизнеса. Байков говорит, что, реализовав идеи Костыгина, компания «Любимый край» за три года увеличила выручку втрое: с 1 млрд руб. в 2013 г. почти до 3 млрд руб. в 2016 г. В 2015 г. компания открыла второй завод. А Татьяна Львова, вице-президент по производству принадлежащей Костыгину компании «Розтех» (объединяет сети «Дикая орхидея», «Бюстье», «Дефиле»), утверждает, что изменения в структуре компании после прослушанного ею курса Костыгина привели к тому, что директора сетей сосредоточились на ритейле, а за ассортимент стали отвечать отдельные менеджеры.

Пчелы и медузы

В обучающих курсах основателей часто встречаются яркие авторские метафоры: например, Дмитрий Костыгин сравнивает общение людей с общением пчел, а поведение менеджеров – с поведением медузы в воде, рассказывают сотрудники компаний, принадлежащих бизнесмену.

Собственники, особенно обладающие яркой харизмой, вдохновляют топ-менеджеров на подвиги, но лишают их главного – свободы мышления, считает бизнес-тренер Константин Савкин. Владельцы фактически приказывают управленцам: делай раз, два, три, говорит он.

Использовать служебное положение, чтобы заставить себя слушать, категорически неправильно, полагает управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. «Топ-менеджеры – люди подневольные. Они никогда не дадут лидеру адекватной обратной связи», – говорит он. По его мнению, насаждение собственником в компании своих знаний и идеологии – своего рода сектантство.

Если собственник хочет чему-то научить своих управленцев, лучше делать это совместно с бизнес-школой – профессионалы помогут разработать учебную программу и обеспечат адекватную обратную связь от обучаемых руководителей, считает Фельдман. Можно пригласить в компанию профессора экономики и совместно с ним вести учебный курс, это сделает процесс более сбалансированным, добавляет доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова Елена Хлевная.

Ноу-хау

Микаэл Саакянц, основатель и гендиректор сервиса бронирования лофтов Bash.Today, еженедельно собирает сотрудников на полуторачасовой тренинг, посвященный либо насущной проблеме бизнеса, либо новым трендам в отрасли. «Я понял, что нужно учить сотрудников, когда озаботился собственным образованием», – рассказывает Саакянц. Он читает статьи по маркетингу в интернете, просматривает блоги и сайты по этой теме, выуживает последние тенденции, а потом обсуждает прочитанное с собственным наставником, бизнес-ангелом из проекта «Эквиум» (платформа поддержки предпринимателей с высоким потенциалом). «Идея учить сотрудников родилась, когда я попал в «Эквиум». Я понял, как здорово иметь наставника, и решил, что тоже должен быть наставником для сотрудников», – объясняет Саакянц.

Костыгин же, прежде чем составить обучающий курс, прочел 1000 книг по управлению, а ценными посчитал 200. Он перелопатил разные методики. «Курс Дмитрия не очень прост в восприятии. В нем много абстрактных вещей, сложные связи, аналогии с живой природой и исторические экскурсы», – признается Стрельцова. А Юлия Питерская, вице-президент «Розтеха», вспоминает, что курс Костыгина в «Розтехе» включал знания из области педагогики, биологии, современного искусства. «Только к четвертой лекции мы стали понимать, для чего все это. И заговорили на одном языке – платформы, сегменты и другие термины», – рассказывает Елена Смородина, президент компании.

В поисках смысла жизни

Многие российские бизнесмены, создавшие свои компании в 1990–2000 гг., сейчас ищут смысл жизни, пишут диссертации и придумывают разные теории, говорит Фельдман. Одни обращаются к книгам, другие едут в монастыри, третьи пытаются угнаться за модой на управленческие технологии. Но собственники, хотя им есть что рассказать сотрудникам, часто не могут методически правильно построить курс обучения, так как не являются профессионалами в этой сфере.

Лучшее, что может сделать собственник, – не читать менеджерам самодельные курсы, а создать профессиональный корпоративный университет, полагает Потапенко. В корпоративном университете можно сочетать все способы обучения – наравне с профессиональными преподавателями там может выступать и руководитель, как это делает Герман Греф в корпоративном университете Сбербанка, добавляет Хлевная.

«Я часто объясняю владельцам бизнеса: корпоративный университет можно создать уже после открытия первого магазина. Достаточно поставить первую учебную кассу на заднем дворе и привлечь руководителей магазина к обучению. Со временем можно будет нанять и профессиональных тренеров», – рассказывает Потапенко.

Руководитель должен делиться с сотрудниками знаниями, но базовые знания управленцы должны получать в профессиональных учебных заведениях, уверен Сергей Акульчев, основатель компании «Акульчев». Он сейчас сам учится в «Сколково» и отправил туда же учиться команду топ-менеджеров. Сам он никаких лекций не читает, зато делится мыслями и идеями с менеджерами на производственных совещаниях.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать