С 2014 года уровень предпринимательской активности вырос в России на треть – GEM

Многие занялись бизнесом, потеряв постоянную работу
Увеличение доли предпринимателей не говорит о том, что малый бизнес активизировался/ Е. Разумный/ Ведомости

Еще в 2015 г. предприниматели составляли 8,6% от трудоспособного населения России, а в 2016 г. – уже 11,3%, показало исследование. Рост предпринимательской активности в России соответствовал общемировым тенденциям. В двух третях опрошенных стран активность предпринимателей оставалась на прежнем уровне или росла: в 2016 г. в число лидеров по общей предпринимательской активности вошли Буркина-Фасо (57,5%), Эквадор (44%) и Таиланд (42,6%). Отстали от России Италия (9,5%), Франция (9,3%), Малайзия (9,2%).

В России рост числа предпринимателей стал закономерным ответом на кризис – все больше людей вынуждены заняться бизнесом из-за потери работы. По словам Джомарта Алиева, председателя бизнес-школы «Мирбис», большинство занялось бизнесом под давлением обстоятельств, а не по доброй воле. «Мы традиционно считаем предпринимательство этаким вторым аэродромом, куда можно приземлиться, если уволят с работы и надо будет зарабатывать себе кусок хлеба», – говорит он.

Увеличение доли предпринимателей еще не говорит о том, что малый бизнес активизировался, считает член совета московского отделения «Опоры России» Станислав Супрунов. По его словам, из-за бесконечных проверок многие предприниматели закрывали одно юридическое лицо, чтобы потом открыть вместо него несколько других. А самозанятые и работники малых предприятий чаще становятся индивидуальными предпринимателями (ИП), потому что государство предоставило ИП льготы.

Старшие все активнее

32,6% составила доля предпринимателей в возрастной группе 45–54 лет в 2016 г., по данным GEM. В 2013 г. их было гораздо меньше – 16,4%

По данным исследования, Россия за два последних года значительно вырвалась вперед и по ранней предпринимательской активности (6,3% населения в 2016 г. против 4,7% в 2014 г.). Для сравнения: в Италии этот же показатель в 2016 г. составил 4,4%, в Германии – 4,6%, а во Франции – 5,3%. Есть группа населения, которая охотно открывает бизнесы, – бывшие сотрудники крупных компаний, размышляет Татьяна Минеева, вице-президент «Деловой России». В отличие от молодежи – по ее словам, большинство студентов, которым она преподает, мечтают о работе в крупной компании или о карьере госслужащего.

Молодежи негде научиться предпринимательству, считает Алиев, система бизнес-образования еще не сложилась полностью, людям не хватает знаний в сфере предпринимательства. Поэтому им сложно преодолеть психологический рубеж и многие выбирают более безопасную работу по найму.

Исследователи тоже отметили, что доля тех, кто планирует открыть бизнес, в России мала (5,2%), тогда как в Испании – 6,1%, в Малайзии – 6,4%, а во многих других странах – более 8%. Эксперты объясняют это не только отсутствием знаний и навыков, но и ухудшением экономических условий для малого бизнеса. Более всего уменьшился интерес к открытию бизнеса у самой молодой группы – 18–24 лет, отмечает Ольга Верховская, руководитель проекта GEM в России и доцент СПбГУ . По ее наблюдениям, в кризисные годы предпринимательская активность растет за счет взрослых категорий населения, которые недовольны предлагаемой им зарплатой и несут обязательства перед своими семьями.