На кухонных фартуках можно неплохо заработать

Если это джинсовые фартуки для официантов, поваров и парикмахеров
Бизнес Никиты и Валентины Петровых начался со случайной продажи трех фартуков через Instagram/ Евгений Разумный/ Ведомости

Около двух лет назад арт-директор PR-агентства PRCB Group Никита Петров и работавшая там же менеджером его жена Валентина задумались о собственном деле. Сначала Петровы стали продавать антипригарные решетки для мангалов – такие в России тогда никто не выпускал, а импортные стоили дорого, вспоминает Никита. Решетки предприниматели заказывали в подмосковном цехе. С апреля по октябрь 2015 г. продали примерно 500 штук. Но решетки – товар сезонный, в октябре жить стало не на что.

Для первого заказчика из Тюмени Никита разработал макеты фартуков сам, поскольку учился промышленному дизайну в Строгановском художественном училище. Затем стали искать, кому заказать пошив. Дали объявление на Avito и нашли швею в подмосковных Мытищах, которая только что открыла маленькое ателье.

В феврале 2016 г. Валентина записалась на 30-дневный учебный курс в бизнес-школе, как использовать Instagram для сбыта. Нужно было создать свою страницу с образцами товара. Валентина вспомнила, что незадолго до этого она заказала мужу в подарок три кухонных фартука из джинсовой ткани с оригинальной отделкой – чтобы готовить на мангале. Но подарок лежал без дела, и Валентина решила выставить его на продажу в Instagram под названием Wow Fartuk. Фартуки были проданы за месяц. Супруги получили заказ на семь фартуков из Тюмени для сети кофеен «Chao какао» и поняли, что можно заработать на пошиве мужских джинсовых фартуков для общепита и сферы услуг. Фартуки предполагалось украшать по желанию покупателя логотипами компаний. Цены предприниматели определили в 4500 руб., ориентируясь на предложения американских онлайн-магазинов, где такие фартуки в среднем продавались по $80–100. На рынке очень много поставщиков фартуков, но заказы они выполняют долго, причем не берутся за мелкие партии, делится совладелица сети пекарен Roulette Юлия Домашова.

Рождение пингвина

В поисках ткани, кожи, фурнитуры и ниток Петровы объехали магазины в Москве и Подмосковье. Они обнаружили, что у многих крупных продавцов фурнитуры даже нет своего сайта, пришлось ездить по промзонам, где располагаются офисы большинства из них. Материалы Петровы покупали на авансы от заказчиков. Тюменский заказ они сумели выполнить за две недели, продали фартуки по 2900 руб. за штуку, заработали около 10 000 руб. Прибыль могла бы быть и выше, но материалы покупали по высокой цене из-за незнания, объясняют Петровы. Например, если сначала они покупали карабины по 200 руб. за штуку, то теперь – по 14 руб. без какого-либо ущерба для качества.

Продают дешевле

4000 предпринимателей продают более 900 моделей фартуков для общепита и сферы обслуживания на торговой площадке Tiu.ru. Средняя цена фартука – 520 руб. Дороже всего стоит комплект униформы для повара – 3200 руб.

Петровы наняли для продвижения товара рекламное агентство, которое занималось их страницей в Instagram и размещало контекстную рекламу в «Яндексе» на 7000 руб. в неделю.

Однако появились и первые рекламации, признаются Петровы: например, жалобы, что хлопковая подкладка после стирки села и фартук деформировался. Материал пришлось заменить. Также не всех устраивало, что кожаные детали усложняют стирку, поэтому Петровы начали делать эти детали съемными.

К лету 2016 г. Петровы задумались о собственном швейном производстве, потому что нанятая швея регулярно срывала сроки. В июле 2016 г. они сняли помещение площадью 40 кв. м в промзоне недалеко от дома за 30 000 руб. в месяц, купили две швейные машинки – для ткани и для кожи. За 50 000 руб. супруги дали объявление на Avito, что ищут начальника швейного производства. Они рассчитывали, что начальник производства наймет других работников и наладит процесс. Первая пришедшая по объявлению девушка проработала две недели, вспоминают Петровы, и ушла, потому что толком не умела шить. Следующая кандидатка сначала работала одна, потом наняла еще трех швей.

Петровы заказали разработку фирменного стиля креативному агентству. Агентство предложило назвать новый бренд «Белым пингвином», вспоминают Петровы, а Петровы остановились на «Дерзком пингвине» (Hardy Penguin). За 2016 г. Петровы через Instagram и собственный сайт продали примерно 2500 фартуков на 3,5 млн руб., вложив в аренду и оборудование 200 000 руб. Чистая рентабельность составила 30%.

«При желании мы можем делать по 1500–2000 фартуков в месяц, а сейчас выпускаем около 450», – говорит Никита. В начале 2017 г. супруги сняли помещение площадью 160 кв. м в логистическом парке, купили еще две швейные машинки и две машинки для вышивки.

С ноября 2016 г. предприятие выполняет в среднем по 30–40 заказов в месяц на 10–20 фартуков. Заказы поступают со всех концов страны, от Уссурийска и Хабаровска до Магадана и Махачкалы, особенно много покупают на юге – в Краснодаре, Сочи, Анапе, Адлере, на Урале, в Сибири и Поволжье, говорят Петровы.

Кто покупает

Даниловский рынок заказал 200 фартуков для арендаторов у Hardy Penguin, рассказывает креативный директор рынка Ольга Кукоба. По ее словам, руководство рынка рассмотрело 10 поставщиков и выбрало Hardy Penguin. Понравились стиль и качество, объясняет Кукоба, да и цена не превышает среднюю по рынку. Цена на фартуки Hardy Penguin составляет от 1500 до 5000 руб. в зависимости от размера партии и модели.

Спрос на брендированные кухонные фартуки растет из-за моды на открытые кухни в фудкортах или бургерных, а также кулинарные мастер-классы, предполагает гендиректор компании Restconsult и владелец ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов. Hardy Penguin занимает специфическую нишу, считает Алексей Мазинов, генеральный директор компании «Николь+», крупного производителя корпоративной и спецодежды. По его мнению, джинсовые модели с кожаными деталями не слишком практичны, дороги и у его покупателей спросом не пользуются. Основной спрос на такие фартуки создают недавно открывшиеся заведения, которые хотят заявить о себе.

Однако конкуренция высока и пробиться новичок может только за счет грамотной рекламной стратегии, считает Миронов. В общей сложности на рекламу Петровы сейчас тратят от 50 000 до 70 000 руб. в месяц, добавив к Instagram и контекстной рекламе таргетированную рекламу на Facebook.

Дизайн в подвале

«Я сутками сидела в подвале, где было расположено ателье, – вспоминает Валентина, – помогала приделывать фурнитуру, делала кожаные детали и ремешки для бретелей. Тогда родилась идея использовать в фартуках массивные металлические крепления для бретелей сзади, на которых гравируется название заведения, а также вышивку на нагрудниках и тиснение и гравировку на кожаных бретелях, аппликациях, карманах».

70% заказчиков – рестораны, кофейни, бары, пабы, кондитерские. Фартуки также покупают салоны красоты, флористы, тату-салоны, кальянные, около 5% фартуков продается на подарки поштучно, рассказывают Петровы. Труднее всего договариваться с крупными ресторанными сетями: чем они известнее, тем меньше готовы платить. Некоторые считают, что мы должны шить им бесплатно – ради рекламы, говорит Валентина.

От фартуков к поварским колпакам

Выручка за февраль 2017 г. составила 750 000 руб. Это успех, считает Карен Карапетян, генеральный директор «Территории профессионалов», производителя униформы для HoReCa. Компания продает за месяц по 3000 фартуков. На дорогие модели, как у Hardy Penguin, в продажах «Территории профессионалов» приходится 10% в натуральном выражении, но 50% – в денежном, так как они в 4–5 раз дороже дешевых, рассказывает Карапетян. А спрос на фартуки постоянен, без них не обойтись. По словам представителя ресторанного холдинга RESTart, фартуки из ткани приходится менять раз в полгода-год.

В этом году Петровы планируют удвоить продажи с помощью активной рекламы и расширения ассортимента. Они собираются начать шить комплекты униформы для поваров и официантов – с рубашками и головными уборами. Супруги думают и о выпуске более дешевой линии фартуков.

Для разработки новых моделей в начале 2017 г. Петровы наняли дизайнера, еще двух привлекают внештатно. Главное препятствие для развития – управление, признаются Петровы, сказывается нехватка бизнес-образования и опыта, они привыкли все делать сами. Первоочередные задачи – снизить уровень брака, который появляется по недосмотру, и улучшить сервис, потому что стоит задержаться с ответом на заявку на полдня – и остаешься без заказа, говорит Никита Петров. Чтобы наладить процесс, пока не хватает денег, признаются предприниматели.