Как провести спецоценку условий труда

Спецоценка и аттестация: принцип одинаковый, но мотивация работодателей разная

Еще 1 января 2014 г. в России вступил в силу закон «О специальной оценке условий труда». Спецоценка пришла на смену процедуре аттестации рабочих мест и направлена на выявление в российских организациях вредных и опасных производственных факторов. Она создает предпосылки для реального улучшения условий труда на российских предприятиях за счет экономической мотивации работодателей. Теперь выявленный уровень вредности на производстве четко увязан с дополнительным страховым тарифом.

В отличие от аттестации спецоценка обязательна для всех организаций – как производственных предприятий, так и обычных офисов. Не проводится она только в отношении дистанционных работников, надомников и работающих у физических лиц. Периодичность проведения спецоценки – не реже одного раза в пять лет. При этом сроки ее прохождения могут варьироваться. Условно работодателей можно разделить на две группы. В первую группу входят те, кто провел аттестацию рабочих мест менее пяти лет назад. Им придется пройти специальную оценку условий труда только тогда, когда истечет срок действия результатов аттестации, но не позднее 31 декабря 2018 г. Во вторую группу входят компании, которые не проводили аттестацию. Таким работодателям придется пройти процедуру спецоценки незамедлительно. К ноябрю 2015 г. спецоценку провело около 100 000 организаций, остальным предстоит завершить эту процедуру в ближайшие три года.

От результатов спецоценки будет напрямую зависеть объем уплачиваемых компанией взносов во внебюджетные фонды. Сейчас все организации обязаны платить дополнительно от 6 до 9% страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) за тех сотрудников, которые по закону имеют право на льготное пенсионное обеспечение. Спецоценка предполагает переход от такого «списочного» подхода к индивидуальному учету наличия вредных факторов на рабочих местах и их воздействия на сотрудников в каждой конкретной компании. Так, если по итогам оценки условия труда на рабочем месте будут отнесены к оптимальному или допустимому классу, дополнительных выплат в ПФР не потребуется, даже если ранее компания была обязана их перечислять. Если условия труда будут признаны вредными, тариф составит от 2 до 7%. В случае присвоения опасного класса условий труда работодатель дополнительно будет выплачивать 8% взносов. Таким образом, с введением спецоценки у работодателей появятся серьезные экономические стимулы улучшать условия труда.

Процедура спецоценки регламентируется федеральным законом № 426-ФЗ. В частности, для ее проведения работодатель должен создать комиссию, в состав которой обязательно входит специалист по охране труда, а также представители профсоюза. Сама оценка проводится специализированной организацией, аккредитованной Минтрудом России, в два этапа. Сначала выявляется наличие вредных и опасных факторов производственной среды. Это может быть, например, высокая концентрация вредных химических веществ, повышенный уровень шума, интенсивная физическая нагрузка работников или, напротив, монотонный и однотипный труд. Если таких факторов не выявлено, организация составляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям и направляет ее в государственную инспекцию труда. Как правило, именно на этом этапе спецоценка для большинства «офисных» компаний заканчивается. Если же вредные факторы все-таки присутствуют, эксперты проводят их дальнейшее измерение, а затем классифицируют условия труда по определенному классу. Подробная методика спецоценки зафиксирована в приказе Минтруда от 24 января 2014 г. № 33н.

После завершения спецоценки компания обязана ознакомить с ее результатами всех работников и разместить их на своем сайте, а организация, проводившая спецоценку, должна направить отчет в государственную инспекцию труда по месту регистрации работодателя. Плановую спецоценку нужно будет провести только через пять лет. Тем не менее при определенных обстоятельствах проверить условия труда придется внепланово. Речь идет, например, о вводе новых рабочих мест или изменении производственного процесса. Внеплановая спецоценка также обязательно проводится, если в компании произошел несчастный случай или же у работника было выявлено профессиональное заболевание, причиной которого стало воздействие производственных факторов. Еще одним основанием является предписание инспектора труда, который выявил факты несоблюдения законодательства о спецоценке в ходе проверки.

Практика показывает, что и работодатели, и сами организации, проводящие специальную оценку условий труда, допускают нарушения достаточно часто. За 2014 г. и первое полугодие текущего года Роструд зафиксировал 34 900 подобных фактов. Чаще всего они связаны с неправильным формированием комиссий: в их состав, например, не включены представители работников. Нередко результаты спецоценки не доводятся до работников или игнорируются при предоставлении сотрудникам гарантий и компенсаций. Но с 1 января 2015 г. была ужесточена ответственность работодателей за нарушение порядка проведения спецоценки. В частности, сегодня при выявлении повторных нарушений компании грозит штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На сегодня спецоценку прошло лишь 1,25% от общего количества работающих в России компаний. Текущая динамика позволяет прогнозировать, что ажиотажный спрос на спецоценку придется на 2017–2018 гг. В таких условиях очень высок риск того, что многие компании просто не успеют завершить проверку условий труда на своих рабочих местах в установленные сроки и тем самым нарушат закон.

Автор – заместитель руководителя Роструда