Урегулирование конфликта с гендиректором: инструкция для собственника

Что делать, если генеральный директор ведет нечестную игру

Одной из самых распространенных угроз для бизнеса является конфликт между собственником компании и ее руководителем (генеральным директором). Например, собственник и топ-менеджер разошлись во взглядах на дальнейшее развитие бизнеса и собственник блокирует все инициативы, предлагаемые менеджером. Обычно это заканчивается уходом руководителя. Или же топ-менеджер обиделся на собственника за несправедливо, по мнению менеджера, заниженную оценку его заслуг. Эти обиды опасны: известны случаи, когда обиженный директор создавал дублирующую фирму, переводил туда всех сотрудников, контракты с клиентами, договор аренды офиса. Собственник компании – дистрибутора текстиля потерял бизнес из-за захвата доли директором. Последний сфабриковал несколько документов (в том числе решение общего собрания участников), и в результате доля собственника бизнеса была перераспределена в его пользу. Причем не всегда спасает ситуацию даже выигранное судебное дело.

Поэтому конфликт между владельцем и директором нецелесообразно доводить до суда. Проще его разрешать с помощью досудебных процедур, к которым относятся конструктивные переговоры и медиация. Для конструктивных переговоров важно, чтобы каждая из сторон понимала, что мирное урегулирование конфликта выгодно для всех. А если конструктивные переговоры не дали результатов, понадобится помощь профессионального посредника, и следует прибегнуть к процедуре медиации.

Обращение в суд – это крайнее средство. Судебный спор может затянуться на годы и сопровождаться значительными материальными, моральными и репутационными потерями для обеих сторон. В нашей практике был случай, когда конфликт продолжался более пяти лет, стороны ежегодно тратили на юристов миллионы рублей, к тому же постоянно несли моральные и психологические нагрузки.

Другой пример – директор торгового комплекса из-за своего желания единолично управлять бизнесом незаконно захватил долю одного из собственников. До конфликта эти люди были друзьями. Эскалация конфликта привела к многочисленным делам в арбитражных судах и возбуждению надуманных уголовных дел в отношении собственника. Чтобы восстановить свои права, ему потребовалось более пяти лет выдерживать мощнейший психологический прессинг и доказывать свою правоту в правоохранительных органах. Права собственника были восстановлены, но с большим трудом.

Защититься от конфликта с наемными топ-менеджерами невозможно, но собственник может и должен снизить риски возникновения такого конфликта. Главное – вовремя распознать, что директор ведет нечестную игру. Признаки нечестности – изменение ключевых показателей бизнеса, которые нельзя объяснить какими-либо объективными причинами. Например, прибыль на бумаге есть, а реальных денег на счетах все время не хватает. Или какие-то товары из выпускаемого ассортимента раньше пользовались спросом, а теперь перестали. Падение объемов продаж также является тревожным сигналом. Все это должно вызывать подозрения у владельца бизнеса.

И если у собственника появились подозрения в нечестности гендиректора, необходимы профилактические меры.

Проверить в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в реестре акционеров, находящемся у реестродержателя, является ли он по-прежнему владельцем предприятия.

Проверить записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), по-прежнему ли собственнику принадлежит все недвижимое имущество.

Проверить, все ли дорогостоящее имущество, которое принадлежит компании, сохранило владельца: машины, оборудование и проч.

В течение 10 дней провести негласный предварительный контроль деятельности директора и руководителей ключевых подразделений (отделов закупок и продаж, производства и т. д.). Сначала надо проверить, кому принадлежат основные поставщики и покупатели компании и связан ли с ними директор или аффилированные с директором лица. Полезно также понаблюдать за передвижениями менеджеров (кто и куда ездит), узнать, сколько времени они проводят в офисе и чем заняты, с кем чаще всего общаются на службе. Одновременно следует проверить финансовые и производственные показатели, особенно потери. Также имеет смысл провести контрольную закупку.

В течение следующих 10 дней провести открытую проверку эффективности работы компании. О том, что такая проверка началась, следует официально сообщить всем работникам. Надо привлечь сторонних наблюдателей (например, консультантов или специально обученных студентов), которые должны следовать за каждым из ключевых сотрудников и хронометрировать его действия. Важно также зафиксировать показатели, включая потери, недостачи и убытки. Через 10 дней проверка официально прекращается. И тогда будет полезной личная встреча и переговоры собственника со всеми ключевыми поставщиками и покупателями на предмет дальнейшего сотрудничества.

Обязательно провести повторное негласное наблюдение после завершения официальной проверки и снова зафиксировать финансовые и производственные показатели.

Сравнить показатели по результатам всех трех проверок и убедиться, оправдались подозрения собственника или нет. Если подозрения оправдались, то лучше всего вовремя расстаться с директором и его командой. Однако независимо от того, оказался топ-менеджмент недобросовестным или нет, владельцу всегда следует вникать в детали бизнеса, чтобы потом годами не судиться с гендиректором.

Автор – управляющий партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»