Сооснователь издательства МИФ Михаил Иванов стал скаутом книжного сервиса «Строки»

По условиям контракта он будет искать книги европейских и американских авторов в жанре нон-фикшн
С учетом известности и авторитета Иванова на книжном рынке стоимость контракта могла составить до 4 млн руб./ Пресс-служба издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Сервис цифровых книг «Строки» заключил скаутинговый контракт с сооснователем издательства «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ) Михаилом Ивановым, рассказала «Ведомостям» руководитель сервиса Евгения Рыкалова. Факт подписания контракта подтвердил и Иванов.

По условиям контракта Иванов в течение года подберет в США и странах Европы 12 книг в жанре нон-фикшн, которые сервис «Строки» выпустит в России на эксклюзивных условиях в одноименном издательстве, уточнила Рыкалова. Среди приоритетных тем – бизнес, спорт, саморазвитие, психология. Количество форматов издания этих книг (бумажный, электронный, аудио) будет зависеть от объема приобретенных прав по конкретному произведению, добавила она. Сумму контракта и другие его условия Рыкалова и Иванов не раскрыли.

«Строки» – книжный сервис телекомоператора МТС, который был запущен в сентябре 2022 г. Одновременно свою работу начало одноименное издательство по выпуску бумажных и цифровых книг, которое в digital-среде выпускает книги эксклюзивно для проекта «Строки». Книжный сервис работает как по модели поштучной продажи книг, так и по подписке. В 2024 г., как планируют в МТС, он займет 30% рынка цифровых книг.

В 2021 г. на продажи цифровых книг пришлось около 10,9 млрд руб. (11,5%) из общего объема книжного рынка в 95 млрд руб. (оценка «Эксмо-АСТ»). Крупнейший участник этого рынка – группа «Литрес» (включает одноименный сервис, подписной сервис MyBook, «Литрес: самиздат», «Литрес: чтец» и т. д.), она занимает порядка 66% рынка цифровых книг.

Кто такой Михаил Иванов

Сооснователь и бывший гендиректор издательства «Манн, Иванов и Фербер», которое было запущено в 2005 г. совместно с Игорем Манном и Михаилом Фербером. В 2014 г. Иванов полностью продал свою долю в бизнесе издательству «Эксмо» и переехал в США, где в том же году основал сервис саммари нон-фикшн книг Smart Reading. Сейчас совладельцами МИФ являются президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков (53,3%), Андрей Гредасов (14,75%), Артем Степанов (14,5%), Игорь Манн (12,44%) и Дмитрий Утробин (5%), следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс».

Иванов уже несколько лет развивает сервис Smart Reading, на котором выходят саммари (краткие изложения. – «Ведомости») нон-фикшн книг. Сотрудничество со «Строками» станет логическим продолжением этой деятельности, поясняет он. «Мне давно хотелось, чтобы хорошие тексты, которые я нашел за время работы над этим сервисом, выходили в качестве полноформатных книг в России», – заявил издатель.

Иванов имеет обширную экспертизу в сегменте нон-фикшн, хорошо понимает специфику российского рынка и имеет большие промоутинговые возможности в России, поскольку известен в издательском сообществе, пояснила Рыкалова. Если сотрудничество будет успешным, добавила она, контракт может быть продлен, а его условия могут быть пересмотрены в части количества книг и сроков выполнения задач.

«Скаутинг – распространенный формат взаимодействия между российскими издателями и правообладателями из США и Западной Европы. Сервис «Строки» уже сотрудничает с крупным американским скаутинговым агентством в сегменте художественной литературы и нон-фикшн и планирует активно использовать этот инструмент и дальше», – резюмировала Рыкалова.

В издательских группах «Эксмо-АСТ» и «Альпина» подтвердили, что также сотрудничают со скаутами на рынках США, Великобритании и стран Западной Европы. В сервисе «Литрес», наоборот, отметили, что не используют такой инструмент на российском и зарубежном рынках.

В среднем стоимость скаутского контракта в пересчете на рубли составляет порядка 1–1,5 млн в год, говорит топ-менеджер крупного книжного издательства. Эту оценку подтвердил собеседник «Ведомостей», работающий со скаутами.

С учетом известности и авторитета Иванова на книжном рынке стоимость контракта могла составить до 4 млн руб., считает директор по стратегии брендингового агентства Depot Фархад Кучкаров. Бренд Иванова, как считает он, обеспечит доверие к его авторской подборке на сервисе и сервису в целом.

«Михаил Иванов – лидер мнений на российском книжном рынке, поэтому все книги в жанре нон-фикшн, которые он подберет для «Строк», будут обладать знаком качества для читателей», – говорит продюсер и скаут по поиску литературных произведений для экранизации продюсерской компании «Среда» Татьяна Иванова. Кроме того, отмечает она, контракт Иванова, возможно, станет драйвером развития скаутского движения внутри российского рынка: сейчас издатели, как правило, взаимодействуют с литературными агентами или авторами напрямую.

Но возможности для скаутинга на текущий момент сильно сузились, так как многие зарубежные правообладатели приостановили свою работу с российскими издательствами, резюмирует главный редактор издательства «Альпина PRO» Мария Султанова.