Плоды интернет-слияния


Никто из руководителей интернет-компании Port.ru не посетил проходивший на прошлой неделе ежегодный Российский интернет-форум - главное мероприятие нашего интернет-бизнеса. Как оказалось, они были заняты более важными делами - как раз в эти дни в Port.ru была сокращена половина сотрудников, в том числе несколько руководителей высшего уровня.

Компания Port.ru месяц назад слилась с другой крупной интернет-компанией - netBridge. В процессе этого слияния компания netBridge потеряла свою марку, но, как выяснилось, получила очень сильные позиции в руководстве объединенной компании. Из прежних руководителей Port.ru остались лишь ее глава Евгений Голанд и технический директор Виктор Лавренко (что логично, так как за жизнедеятельность интернет-ресурсов должен отвечать кто-то знакомый с ними). Руководство оперативной деятельностью, маркетингом и развитием интернет-ресурсов досталось выходцам из netBridge.

"Даже у меня не было представления, что сокращение будет таким масштабным и произойдет так быстро. Уходят ведь не те люди, которые работали плохо, - таких уже давно уволили. Но для создания оптимальной структуры это приходится делать", - рассказывает Юлия Сигунова, директор по маркетингу "нового" Port.ru (возглавлявшая отдел маркетинга netBridge).

Под сокращение попала половина из 170 человек, работавших в объединенной компании в последнее время (из них около 90 пришло из Port.ru, а остальные - из netBridge). Впрочем, количество остающихся сотрудников еще не определено окончательно. По словам одного из сокращенных менеджеров, одних только "портовцев" уже уволено 75 и кроме руководства от старой компании "остаются только секретари и водители".

Сейчас Port.ru проходит путь, характерный для всех крупных интернет-компаний мира. Из-за продолжающегося падения индекса Nasdaq им не приходится рассчитывать на продолжение внешних инвестиций. Поэтому интернет-компаниям приходится сокращать издержки и переходить на самоокупаемость гораздо раньше, чем было предусмотрено первоначальными бизнес-планами. Не далее как на прошлой неделе об этом говорил посетивший Россию директор по развитию бизнеса Lycos Europe Кай Болик.

Уволенный в прошлую пятницу вице-президент Port.ru Юрий Аммосов объясняет, что был приглашен в компанию для того, чтобы вывести ее на западный фондовый рынок (готовились документы для размещения акций на франкфуртской Neuer Markt), либо для поиска стратегического инвестора. "Ни того ни другого в ближайшие полгода я им сделать не могу", - говорит Аммосов. По его словам, "старого Port.ru, который мы знали, больше не существует". Впрочем, в отличие от сотрудников пользователи принадлежащих компании интернет-ресурсов в ближайшее время особых перемен не заметят. "Вряд ли профиль Port.ru поменяется, будет все та же портальная схема, - говорит Антон Никитин, гендиректор консалтингового интернет-агентства "Результат". - Скорее всего, будет отстраиваться единая система продажи рекламных площадей. Надо смотреть не кого выгоняют, а кого набирают". Пока не определено, какой брэнд из имеющихся у "нового" Port.ru будет основным. Сейчас компании принадлежат марки Mail.ru, Port и List. По словам Евгения Голанда, президента и председателя совета директоров Port.ru, имя объединенного портала будет выбираться именно из этих вариантов. Скорее всего, это будет List.

На рынке продолжают циркулировать слухи о том, что объединенная компания может вскоре слиться еще с кем-то из крупных игроков. Генеральный директор "нового" Port.ru Юрий Мильнер (бывший генеральный директор netBridge) этого не отрицает: "Мы ведем переговоры со всеми. В этом есть стратегическая польза: чем меньше будет крупных игроков, тем лучше". "В принципе, это возможно. Как и полгода назад, все разговаривают со всеми - "что будет, если... " - говорит Аркадий Волож, гендиректор компании Yandex. - Для меня объединение Port.ru с netBridge означало, что Мильнер будет "упаковывать" компанию для дальнейшей продажи".