Психическая атака на "ножки Буша"


С воскресенья в России действует запрет на импорт мяса птицы из США. А вчера американские эксперты начали переговоры с российскими ветеринарами по этой теме. Судя по заявлениям отечественного сельхозведомства, запрет продлится как минимум пару месяцев. Тем временем на потребителя обрушился шквал негативной информации о качестве "ножек Буша". Если такая пропаганда продлится все два месяца бойкота, то американцам придется запускать мощную рекламную кампанию, чтобы вернуть доверие к своей продукции.

"Окорочка снижают потенцию".

В последнюю неделю с экранов телевизоров и из радиоприемников все чаще можно услышать нелицеприятные высказывания в отношении американских окорочков. Например, вчера лидер "Яблока" Григорий Явлинский предположил, что курятина, возможно, даже опаснее ядерных отходов. А комментатор "Радио России" сказал в воскресенье, что "ножки Буша", которые поставлялись в Россию в рамках гуманитарной помощи, снижали потенцию у мужчин. Немилосерден был и Юрий Шевченко, министр здравоохранения. Он заявил, что "американское мясо птицы имеет повышенное содержание жира, гормонов и антибиотиков".

Негативная информация бьет в первую очередь по рядовому потребителю, который, собственно, и покупал "ножки Буша".

По данным исследования "КОМКОН-2" и РОМИР, которое проводилось в конце 2000 г., импортные замороженные куриные окорочка покупают около 60% россиян, 80% из которых - потребители с низким уровнем доходов. Альберт Давлеев, глава российского представительства совета США по экспорту домашней птицы и яиц, говорит, что 70% всего поставляемого в Россию американского мяса птицы шло на продажи населению, а около 30% - на промпереработку. Правда, ни один крупный мясокомбинат, опрошенный вчера "Ведомостями", не признался в том, что использовал в качестве сырья американскую птицу. А рестораны и даже сети быстрого питания, утверждают, что обходятся без "ножек Буша". Например, компания "Росинтер", которая владеет сетью заведений "РостикХc" (их кухня основывается на курином мясе), по словам PR-директора Елены Новицкой, получает мясо птицы от российских производителей, а также из Венгрии. Рестораны McDonaldХs готовят свои чикен-макнагетсы из французских кур, которые компании поставляет американская Cargill.

Цены уже выросли.

С 1 марта, когда рынку впервые стало известно об инициативе российских ветеринаров и когда, собственно, перестали выдаваться разрешения на импорт куриных окорочков из США, цены на мясо птицы внутри России выросли в среднем на 10%. А чиновники заговорили о том, что пока дефицит американской курятины (а США ввезли в Россию в прошлом году 1 млн т мяса птицы при общем импорте этого продукта 1,2 млн т) с лихвой восполнят другие поставщики.

В частности, закрыть брешь на российском рынке уже хотят бразильские экспортеры мяса птицы. "Русский бойкот создает для нас значительные выгоды. На Россию приходится 65% нашего экспорта, и за счет запрета на ввоз мяса птицы из США наш объем продаж должен возрасти", - считает Дункан Поттер, один из директоров компании BRF Trading Company, которая была создана в прошлом году двумя главными мясными производителями Бразилии - компаниями Sadia и Perdigao - специально для торговли со странами Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.

В то же время российские торговые компании уверены, что американским куриным окорочкам замены нет. По словам Александра Никитина, генерального директора дистрибьюторской компании "Мираторг ", в ближайшие два-три года, при условии действия запрета на импорт американских куриных окорочков, на российском рынке будет ощущаться невосполнимый дефицит куриного мяса. "Бразилия, Франция и Дания, которые наряду с США импортируют мясо птицы в Россию, просто не имеют достаточных резервов для того, чтобы увеличивать свои поставки сюда", - сказал Никитин. Он считает, что максимум, что могут сделать другие страны, это увеличить импорт птицы в 1,5 - 2 раза, но этого рынку мало.

С Никитиным согласен и Нэд Каллер, генеральный директор российско-американской птицефабрики "Элинар-Бройлер". Он говорит, что вряд ли у альтернативных поставщиков мяса птицы в Россию будет достаточно резервов, чтобы заметно увеличить импорт.

Однако в любом случае потенциальный ущерб от введения запрета на импорт окорочков может оказаться для американских производителей более ощутимым, чем, например, возводимые США тарифные препоны - для российских сталеваров. Ведь даже после пары месяцев бойкота, сопровождаемого распространением негативной информации о "ножках Буша", отношение к ним потребителей ухудшится. В результате, даже если запрет снимут, потребление американского мяса птицы может сократиться. Правда, как говорит аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко, американские производители вполне могут запустить рекламную кампанию о том, что куры из Техаса - самые полезные, и тогда потребитель снова вернется к привычному продукту.