"Елисеевский" переходит на самообслуживание


В субботу на ремонтно-реставрационные работы закрылся гастроном "Елисеевский" на Тверской. Владельцы магазина планируют переделать бывший московский гастроном N 1 в супермаркет, который продолжит работу под прежней вывеской и с прежним руководством. Но эксперты считают, что жизнь заставит владельцев магазина отказаться от этих планов и сдать "Елисеевский" в аренду крупному профессиональному ритейлору.

"Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин" (Тверская, 14) открыт в 1901 г. В 1992 г. было создано ЗАО "Елисеевский магазин", 100% акций которого отошли коллективу магазина. По данным участников рынка, в мае 2002 г. контроль над магазином перешел к совладельцу казино "Корона" и Golden Palace и ряда объектов недвижимости на Тверской Якову Якубову. Менеджеры магазина в неофициальных беседах эту информацию подтверждают, однако, по данным Московской регистрационной палаты, владельцем всех акций ЗАО остается трудовой коллектив.

Судьба "Елисеевского" оставалась неопределенной с мая прошлого года - тогда помещения магазина начали активно сдаваться в аренду (в одном из выходящих на Тверскую залов недавно открылся ресторан "Этаж"). Осенью руководство магазина объявило тендер для поставщиков оборудования на проект элитного супермаркета, который должен был открыться в основном торговом зале "Елисеевского" площадью 750 кв. м. Однако вскоре тендер был закрыт, а его участникам сообщили, что магазин станет специализироваться на торговле одеждой и обувью. Такой вариант не устроил столичные власти, которые неоднократно заявляли о невозможности закрытия последнего продмага на Тверской.

Начатые в субботу ремонтно-реставрационные работы в "Елисеевском" продлятся около двух месяцев. По данным отдела потребительского рынка управы "Тверская", руководство "Елисеевского магазина" пообещало открыть супермаркет 10 сентября. По словам заместителя гендиректора "Елисеевского" Бориса Тритенко, за это время планируется провести реставрацию торговых площадей и изменить формат магазина. Из "прилавочного гастронома" он превратится в магазин самообслуживания с торговой площадью около 1000 кв. м. При этом интерьер магазина будет восстановлен по дореволюционным чертежам. Стоимость проекта в "Елисеевском" оценивают в $2 млн. По словам Арины Пономаренко, архитектора ЗАО "Олекс-холдинг" (оно займется оснащением "Елисеевского") , стеллажи и холодильники в магазине будут отделаны ценными породами дерева.

В супермаркете планируется установить шесть касс, что, по оценке директора по маркетингу сети "Петровские" Олега Гвоздика, позволит обслуживать 3000 - 3500 человек в день. "При таком количестве покупателей оборот "Елисеевского" может вырасти до $1,5 - 1,6 млн в месяц", - считает Гвоздик. Сейчас же, по данным представителей "Елисеевского", посещаемость составляет 1000 - 1500 человек в день, а месячный оборот - не более $200 000 - 220 000.

Сдавать магазин в аренду крупным ритейлорам владельцы "Елисеевского" не планируют. После запуска, говорит Тритенко, начнется рекламная кампания по продвижению брэнда "Елисеевский магазин". По его словам, она будет рассчитана в основном на иностранцев и размещаться в гостиницах, на авиалиниях и т. д.

Эксперты сомневаются в том, что супермаркет окажется коммерчески успешным. По мнению партнера компании "Магазин магазинов" Александра Тишкова, владельцы "Елисеевского" решили сами продолжать торговлю, поскольку найти арендатора на этот магазин непросто. "Якубов обычно не сдает помещения на первых этажах на Тверской дешевле $3000 за кв. м в год. Московские же продуктовые ритейлоры не берут площади, если они стоят дороже 3 - 7% от выручки", - говорит Тишков. Ставки аренды помещений под продовольственную торговлю в центре Москвы, как правило, не превышают $500 за 1 кв. м в год. "В аренду мы бы этот магазин не взяли, - говорит гендиректор ОАО "Столичные гастрономы" (держатель имущества сети "Седьмой континент") Владимир Карнаухов. - Слишком много надо вложить в его ремонт и преобразование в супермаркет". Тишков полагает, что в качестве независимого супермаркета "Елисеевский" проработает недолго. "Не исключено, что через полгода-год, вволю поэкспериментировав и поняв, насколько сложен розничный бизнес, Якубов все-таки сдаст "Елисеевский" по рыночной цене профильным операторам, умеющим управлять "люксовыми" магазинами - Stockmann, "Семерке" или "Перекрестку", - говорит он.