ИНТЕРВЬЮ: Святослав Буняев, генеральный директор Федерального центра распределения телерадиопрограмм (ФЦРТ)


"В стране нет резервного вещания".

Два года назад президент Владимир Путин подписал указ о создании ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС). Появление очередной госмонополии, в наследство которой достались сильно обветшавшая инфраструктура и многомиллионные долги электроэнергетикам, тогда не вызвало особого интереса.

Но в июне 2003 г. у РТРС появилось новое подразделение - Федеральный центр распределения телерадиопрограмм (ФЦРТ). Выяснилось, что эта структура собирается стать центром новой сети телерадиовещания. А в начале ноября руководство РТРС предложило администрации президента и аппарату правительства передать новой сети часть емкости в волоконно-оптическом кабеле, который построили железнодорожники. Против этой идеи резко выступил железнодорожный оператор связи "ТрансТелеКом". Обеспокоены новым проектом госпредприятие "Космическая связь" и ОАО "Ростелеком". Идеолог создания новой сети телерадиовещания в России, гендиректор ФЦРТ Святослав Буняев впервые детально рассказал об этих планах корреспонденту "Ведомостей".

- Зачем РТРС понадобилась собственная сеть телерадиовещания?

- Президент поставил перед РТРС задачу создать единый производственно-технологический комплекс вещания в стране, которого ранее не было. Сегодня система телерадиовещания в стране устроена так, что РТРС контролирует доставку сигнала лишь в виде отдельных сегментов. В основном мы можем контролировать прием в регионах. Сигнал в регионы подается через спутник "Космической связи", а далее мы распределяем его по эфиру. В регионах мы часто используем радиорелейные линии "Ростелекома". В доставке сигнала участвуют несколько операторов, и механизм определения себестоимости довольно сложен.

При этом в стране нет резервного вещания. Когда на спутниках неполадки, целые регионы остаются без телевидения и радио. Помимо этого, один транспондер спутника позволяет в аналоговом режиме транслировать один канал, и даже с переходом на цифровые спутниковые технологии это количество можно увеличить лишь до 4 - 6 каналов.

Существующая сеть распространения телерадиосигнала не предусматривает интерактивности, к тому же требует серьезнейшей модернизации, так как большие капвложения в нее делались очень давно. Простая замена аналоговых передатчиков на цифровые и обновление телебашен - это тупиковый путь. Дело в том, что спутниковое вещание имеет ограничения: подать много каналов через спутник невозможно, а создавать интерактивный режим очень сложно и дорого. Поэтому мы предложили концепцию создания сети, которая будет интерактивной и многофункциональной. Ее ключевым элементом станет ФЦРТ, который будет аккумулировать все телеканалы и радиопрограммы, а затем адресно доставлять контент потребителю. Потребителями могут выступать наши филиалы - региональные радиотелепередающие центры (РТПЦ) и сети кабельного телевидения по всей России.

В качестве магистральной сети мы предлагаем использовать спутники и волоконно-оптические линии железнодорожного транспорта. Мы располагаем уникальной технологией построения "последней мили" - доставки сигнала до потребителя.

- Почему для транспортного сегмента избрана сеть железных дорог? Рассматривались ли альтернативные варианты?

- Эта сеть уникальна тем, что проложена вдоль всех железных дорог от Калининграда до Владивостока. Она проходит через все крупные города и областные центры, и сеть телерадиовещания, построенная на ее базе, охватит 85% населения страны. На базе каналов "Ростелекома" этого сделать нельзя - у них слишком много радиорелейных участков. Но сейчас "Ростелеком" активно строит волоконно-оптические сети, так что мы не исключаем возможности работы и с "Ростелекомом".

- Но ведь услуги на базе волоконно-оптической сети МПС предоставляет "ТрансТелеКом". ..

- "ТрансТелеКом" является 100% -ной "дочкой" ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и осуществляет техническое обслуживание цифровой сети РЖД. Волокна, [построенные] Министерством путей сообщения, - это государственный актив, и мы хотим использовать всего лишь малую их часть для нужд телерадиовещания в стране. По нашей информации, для обеспечения технологических потребностей РЖД "ТрансТелеКом" использует меньше половины волокон в этом кабеле, поэтому причин для беспокойства у них быть не должно.

- В начале ноября РТРС продемонстрировала работу опытной зоны современной сети телевещания, и партнером по проекту был именно "ТрансТелеКом". Партнерство может быть продолжено?

- Мы еще в сентябре договорились с "ТрансТелеКомом" о создании опытной зоны, которая связала Москву, Петербург, Краснодар и Хабаровск. По ней региональные программы транслировались в Москву - в ФЦРТ, а из него направлялись в сеть кабельного телевидения (для эксперимента мы использовали сеть нашей дочерней компании "Космос-ТВ"). Мы показали собственнику задействованного нами волоконно-оптического кабеля - государству, что для запуска цифрового телевидения в России не нужно ждать 2015 г. , как это определено в государственной концепции перехода на цифровое вещание. Теперь государство должно решить, каким образом развивать цифровую сеть телевещания в масштабах страны, и определить роли, которые будут играть в этом процессе РТРС, и РЖД, и "ТрансТелеКом".

- Если государство распорядится продолжить работу с "ТрансТелеКомом" на партнерских началах, РТРС так и поступит?

- Конечно. Но суть нашей позиции по этому вопросу в том, что мы, как национальный оператор телерадиовещания, должны взять на себя ответственность за доставку сигнала по всей стране и качество этого сигнала, а для этого мы должны отслеживать каждый бит информации на всех технологических участках. Когда сетью управляет другая компания, это невозможно. Кроме того, при аренде каналов мы не можем быть уверены, что через какое-то время арендодатель не поднимет цены до уровня, при котором услуги телерадиотрансляции будут невыгодными конечным потребителям.

- Какие вложения нужны для того, чтобы на базе готового оптоволокна построить новую сеть телевещания?

- По нашим оценкам, не менее $100 млн. Мы не просим государственных денег - все это будет привлечено в виде кредитов и других инвестиционных составляющих. А в доходной части будут и государственные деньги, которые мы получаем за вещание федеральных каналов - "Первого канала", РТР, НТВ и "Культуры", и доходы от адресной доставки коммерческого контента кабельным сетям и конечным пользователям.

- После того как вы создадите сеть телерадиовещания на базе оптоволокна, РТРС полностью откажется от использования спутников?

- Нет, мы планируем развивать и спутниковый сегмент вещания. С ГП "Космическая связь" у нас есть совместная программа по переводу на цифровые технологии участка между спутником и приемными станциями. Это позволит увеличить количество транслируемых каналов через один транспондер с одного до шести. Мы работаем над созданием и запуском легких спутников, специализированных для телерадиовещания. По нашей оценке, их должно быть два. Их рабочие названия - "Европа 1" и "Азия 1", и даже из названий следует, что они обеспечат спутниковый охват всей территории России.

- Многие телеканалы уже высказывают беспокойство тем, что ФЦРТ фактически станет монопольным владельцем телевизионного контента.

- Это в корне неверно. Мы не претендуем на контент, а лишь предлагаем современные услуги адресной доставки, архивирования и интерактивного доступа к контенту. Взаимоотношения с каждым каналом будут строиться на договорной основе, на веревке мы никого не тянем. Но спрос на такие услуги однозначно есть. Местные телеканалы смогут транслировать свои программы по всей России, в тысячи раз увеличивая свою аудиторию, и их многочисленные представители выражали заинтересованность в этом. Интерес к нашему проекту проявляют и сети кабельного телевидения - ведь до сих пор они транслируют одинаковый контент с одних и тех же зарубежных спутников и конкурируют лишь по принципу "Кто где смог проложить свой кабель". А мы готовы предоставить кабельным сетям 3000 каналов со всей России, и пусть их абоненты сами заказывают, что они хотят смотреть. Сформировав солидный банк программ, мы сможем предложить телезрителю еще одну услугу - просмотр программ не по расписанию, а в любое удобное время.

Подумайте сами: мы до сих пор привязаны к программной сетке, например, все с детства знают, что в 21 час будет программа "Время". Но время push-маркетинга, когда программы навязываются, прошло. Наступает эпоха pull-маркетинга: потребитель больше не хочет смотреть пять или 10 навязанных каналов, он желает из нескольких тысяч каналов выбрать то, что ему нужно.

- Сколько сейчас каналов в России?

- Вещательную лицензию Минпечати имеют 949 телевизионных каналов и 438 радиостанций. Кроме того, в России действует около 3000 производителей контента (таких как, например, телекомпания "ВиД" или "Игра").

- Насколько велик спрос в регионах на каналы из других областей и федеральных округов?

- Он есть. Петербуржец, живущий в Москве, с удовольствием будет смотреть передачи ТРК "Петербург". Представителям разных народов, которые живут или работают за тысячи километров от своих национальных образований, будет приятно смотреть программы "своего" телевидения, да еще на своем языке. А для регионов, где местные каналы начисто отсутствуют или очень скудны, мы, по сути, решаем проблему информационного неравенства, ведь их жители смогут получить те же услуги, что и москвичи.

- Вы говорите о цифровом вещании, но ведь РТРС сможет лишь доставить сигнал в цифровом формате до своего регионального филиала. А ретрансляция внутри райцентра или области уже идет в аналоговом режиме. Практически 100% телевизоров в России не имеют возможности принимать цифровой сигнал в принципе, а для организации такой возможности к каждому нужно подключить специальную приставку Set-top Box ценой $150 - 200.

- Наша стратегия - развивать городские кабельные сети и, используя их, предлагать контент. Мы не собираемся сами строить кабельные сети, мы лишь создадим условия для того, чтобы они развивались владельцами - независимыми провайдерами. Когда мы вещаем "в цифре", мы можем со своего сервера видеть IP-адреса конечных абонентов. Это даст уникальные возможности. Сегодня аудитории телеканалов оцениваются путем социологических опросов, и погрешность их велика. Мы предложим инструмент, когда поставщик контента или рекламодатель может в режиме он-лайн увидеть количество зрителей с точностью до единицы. У нас есть и программа дистрибьюции дешевых и даже бесплатных приставок Set-top Box, но пока не хотелось бы раскрывать всех планов.

О КОМПАНИИ: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" было создано в августе 2001 г. по указу президента Российской Федерации Владимира Путина для решения целого ряда государственных задач. Основной задачей компании является обеспечение гарантированного наземного вещания на территории России всех федеральных телевизионных и радиоканалов ( "Первый канал", РТР, "Культура", НТВ, "Маяк", "Юность"). РТРС также осуществляет коротковолновое вещание "Голоса России" на зарубежные страны и на коммерческой основе обеспечивает наземное вещание в регионах частных и зарубежных телеканалов и радиостанций.

Вещание федеральных программ ведется через московское подразделение РТРС - Федеральный центр распределения телерадиопрограмм и 83 региональных телепередающих центра. Сигналы телевизионных и радиопрограмм из Москвы в регионы доставляются через спутники госпредприятия "Космическая связь".

БИОГРАФИЯ: Святослав Иванович Буняев родился в 1960 г. В 1983 г. закончил МВТУ им. Баумана по специальности "Автоматические приводы и робототехника". С 1989 г. был одним из руководителей АО "Славянские технологии", которое разрабатывало программные продукты. В 1992 г. уехал в США. До 2001 г. работал в различных компаниях Силиконовой долины США, занимаясь интернет-технологиями. Последнее место работы в Новом Свете - компания EdgeNet Communications, где Буняев занимал пост вице-президента, руководившего разработками в области новых технологий. В ноябре 2001 г. вернулся с семьей в Россию, в апреле 2002 г. стал советником по новым технологиям гендиректора РТРС. С апреля 2003 г. - заместитель гендиректора РТРС, а с июня 2003 г. к этой должности добавился и пост руководителя ФЦРТ.