Не даром музыка играет


В начале этого года РФА начала рассылать по сетевым магазинам, ресторанам и фитнес-центрам письма, в которых потребовала заключить с ней договор и платить за публичное использование фонограмм (публичным считается любое проигрывание трека в открытом для свободного посещения месте). Как рассказала директор юридического департамента РФА Ольга Кононенко, с начала года ее организация направила порядка 120 писем в московские организации и около 70 в – петербургские. Наиболее крупные из них – ритейлоры: IKEA, “Ашан”, ГУМ и ЦУМ, петербургские гипермаркеты “O’Кей”, а также сети “Кофе Хаус”, “Кафе Макс”, фитнес-центры “Планета-Фитнес”. “Люди не понимают, что используют чужую интеллектуальную собственность”, – говорит Кононенко. Если компании откажутся платить за фонограммы, РФА готова судиться.

РФА считает, что за публичное воспроизведение треков клубы с платным входом должны отчислять 6% дохода от продажи билетов, организаторы концертов, спортивных соревнований и показов мод – 5% затрат на мероприятие, заведения общепита и клубы с бесплатным входом – 1% дохода, магазины – 0,2% дохода.

Только с предприятий быстрого питания РФА может получить около $10 млн, говорит гендиректор исследовательской компании RestCon Андрей Петраков. А весь рынок общепита он оценивает в $4 млрд в год – отчисления по ставкам РФА могут достигать $40 млн.

По данным Росстата, объем розничной торговли в России в 2005 г. составил около $245 млрд. По мнению гендиректора Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, на сетевые форматы (к которым прежде всего обращены претензии РФА) приходится не более 20–25%, т. е. минимум $49 млрд. 0,2% от этой суммы составит $98 млн.

Кононенко говорит, что вообще РФА планирует собирать до $750 млн в год, а в этом году рассчитывает примерно на $6 млн. Для сравнения: Российское авторское общество (РАО), действующее в интересах авторов музыкальных и драматургических произведений, в прошлом году собрало порядка 1,1 млрд руб. (почти $40 млн). Советник председателя правления РАО Хасби Джатиев говорит, что деятельность РАО и РФА не пересекается: РАО берет плату за использование авторских прав, а РФА – смежных.

Радиостанции и кабельные радио- и телекомпании получили письма от РФА еще в 2004–2005 гг. С них ассоциация требует 3% и 5% дохода соответственно. Некоторые радиостанции уже платят. Гендиректор Европейской медиагруппы (ЕМГ), куда входят радиостанции “Европа плюс”, “Ретро FM”, “Радио 7”, “Канал Мелодия” и “Эльдорадио” (Санкт-Петербург), Александр Полесицкий говорит, что ЕМГ решила заплатить РФА для сохранения имиджа честной компании. Назвать суммы он отказался, но сказал, что они близки к 3% доходов.

“Если ресторан нанимает музыкантов, он им платит. Тогда почему заведения общепита не должны платить за фонограммы?” – возмущается гендиректор российского представительства Universal Music Дмитрий Коннов. Присоединившись в 2003 г. к Римской конвенции, Россия взяла на себя соответствующие обязательства, напоминает он. Старший юрист BMG Russia Владимир Прозоровский с ним согласен. А директор петербургского филиала РФА Эрик Вальдес-Мартинес считает, что ассоциация требует не так уж и много: “В Западной Европе и США за фонограммы платят больше: радиостанции – до 5% дохода, рестораны – около 1,5%”.

Президент сети кофеен “Кофе Хаус” Влад Дудаков утверждает, что письмо от РФА они не получали. “1% от выручки сети кофеен – это очень большая сумма, которой никто не готов делиться, – удивляется он. – Если у РФА будут претензии, этим вопросом займутся наши юристы”. Представитель сети “Перекресток” также не знает о предложении РФА. “0,2% нашей выручки – это более $2 млн, т. е. деньги немалые”, – говорит он. И добавляет, что “звуковое сопровождение в магазинах “Перекрестка” отдано на аутсорсинг сторонней компании”, которая и должна договариваться с РФА.

“По закону РФА имеет право требовать отчислений. Однако ассоциация установила для торговцев и рестораторов неоправданно высокие ставки. Для них в отличие от радиостанций исполнение фонограмм не является определяющим, – считает представитель юридической компании “Усков и партнеры” Вадим Усков. – Многим компаниям будет дешевле судиться”.