Россия – Грузия: Олимпиада с видом на войну


Новости с Черноморского побережья, из района будущей Олимпиады Сочи-2014, все больше напоминают сводки с театра военных действий. Боевые действия, к счастью, не начались, но каждый день газеты и России, и Грузии сообщают о передислокации в зоне грузино-абхазского конфликта то одних, то других войск, о сбитых самолетах и предполагаемых направлениях военного удара. Политики в Тбилиси и Москве делают грозные заявления. В понедельник глава Совета Федерации Сергей Миронов подтвердил возможность прямого военного вмешательства России в грузино-абхазский конфликт. Что происходит?

Начало курортного сезона всегда сопровождается вбросом большого количества устрашающей информации. Грузия давно старается держать в напряжении и жителей Абхазии, и потенциальных гостей непризнанной республики. Логика проста и понятна: в зоне конфликта курорт невозможен по определению. Однако до открытия сезона далековато, а «отпугиванием отдыхающих» в равной степени занимается и Москва.

Может быть, прецедент Косова толкает Кремль на форсирование решения абхазского вопроса? Однако при внешней политической привлекательности косовского варианта точное его воспроизведение выгодно как раз Грузии, потому что предусматривает возвращение беженцев-грузин (а их больше, чем живущих в Абхазии абхазов) и проведение выборов и референдума под жестким контролем международных сил. Или это наш асимметричный ответ на ПРО в Европе и расширение НАТО? Может, это выгодно и Грузии, ведь в конце мая там пройдут парламентские выборы, а незначительное, управляемое обострение застарелых конфликтов всегда помогает мобилизовать избирателей?

Все это – в разной степени – справедливо. Но есть еще одна, возможно, главная причина обострения: на кону мечта уходящего президента Путина и десятки миллиардов долларов вложений в Олимпиаду.

Идея провести Олимпиаду в Сочи с самого начала упиралась в политические и военные риски. Но на абхазской проблеме старались не акцентировать внимание, надеясь на принцип «ввязаться в бой, а там посмотрим». Грузино-абхазский конфликт тлеет уже 15-й год, и за это время в России многие свыклись с мыслью о том, что все само собой рассосется и грузины смирятся с утратой райского уголка Кавказа. Однако Олимпиада в Сочи подарила грузинам надежду.

Вспыхнувшие в Тибете беспорядки и последовавшие за этим по всему миру протесты против Пекинской олимпиады серьезно напугали российскую власть. Где тот Тибет и тот Пекин – самолетом 4 часа, а праздник, считай, испорчен. Сочи же расположен прямо на границе реального вооруженного конфликта.

И с военной точки зрения, и с экономической, а тем более с политической грандиозный олимпийский проект Путина под угрозой. Президента Путина беспокоят даже не столько экономические потери, сколько потенциальные репутационные издержки. Для участия в Московской олимпиаде – 80 Советский Союз сумел мобилизовать спортсменов-коммунистов и представителей стран «движения неприсоединения». Но сейчас мир разделен на две неравные части. Грузию в споре с Россией кроме Западной Европы обязательно поддержит и Восточная Европа. Олимпиада в Сочи в 2014 г. рискует пройти при пустых трибунах. Очевидно, что проблему необходимо решать, и решать как можно скорее. Отсюда планы некоторых военных экспертов форсировать конфликт в ближайшие месяцы, чтобы за оставшиеся до Олимпиады несколько лет мировое сообщество успокоилось.

Грузины понимают, какой козырь оказался у них в руках, и намерены разыграть его максимально эффектно. Там нет спора о том, нужна ли им Абхазия, – все согласны, что нужна. Есть спор о том, когда идти на обострение – сейчас или ближе к Олимпиаде. В военной победе над абхазами грузины не сомневаются, однако понимают, что в реальности столкнуться придется с Российской армией. Воевать с Россией они не хотят, но и упускать возможность хорошего торга за Абхазию не собираются. Грузия готовится на всех фронтах, не только на военном. Абхазии сделаны кардинальные политические предложения о дружбе и обещан пост вице-президента воссоединенной страны. Михаил Саакашвили недавно торжественно открыл в районе порта Поти на границе с Абхазией новую экономическую зону с предполагаемыми иностранными инвестициями на $2 млрд. С масштабами Сочи, конечно, не сравнить, но для жителей Абхазии тоже заманчиво.

Все стороны готовятся к решающей схватке за Абхазию. Фактор времени постепенно становится и для Москвы, и для Тбилиси критическим. Победит тот, у кого не столько весомее аргументы, сколько крепче нервы.