Почем верфи


Оба завода нуждаются в модернизации, оборудование на них старое, нужны инвестиции в несколько сотен миллионов долларов, чтобы получить современное эффективное производство, считает сотрудник одного из профильных НИИ. По его словам, средняя загрузка обоих предприятий – около 50%. «Северная верфь» специализируется на военном судостроении, Балтийский завод последние несколько лет строит только гражданские суда, в частности, в 2009 г. начал строительство плавучей АЭС для «Росатома». Завод загружен заказами до 2012 г., говорил гендиректор обоих предприятий Андрей Фомичев в конце прошлого года.

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) ведет переговоры с Объединенной промышленной корпорацией (ОПК) о покупке 75% «Северной верфи» и 88% Балтийского завода, но стороны не договорились о цене, рассказал пресс-секретарь ОСК Игорь Рябов. По оценке ОСК, оба предприятия стоят 23 млрд руб., а ОПК хочет за них около 90 млрд руб., говорит он. Представитель ОПК Дмитрий Мороченко подтвердил переговоры, но цену комментировать отказался. Сотрудник ОПК подтвердил, что она хочет за активы около $3 млрд.

Контроль над «Северной верфью» ОПК Сергея Пугачева получила в 2004 г., выкупив ее у компании «Новые программы и концепции», принадлежавшей Борису Кузыку, бывшему советнику президента Бориса Ельцина. Эксперты тогда оценивали сделку в $150 млн. После этого верфи пришлось выдержать корпоративную войну с тогдашним владельцем контрольного пакета Балтийского завода – группой ИСТ. В середине 2005 г. ОПК договорилась с ИСТ и выкупила и Балтийский завод примерно за $140 млн. В 2007 г. компания Пугачева решила построить на «Северной верфи» новое производство за $1 млрд, а вот Балтийский завод хотела снести, застроив территорию офисами и жильем. Планам помешал кризис.

Цена в $3 млрд за оба завода завышена в несколько раз, полагает заместитель управляющего директора ИК «Ленмонтажстрой» Денис Демин. Эти активы стоят не более $1 млрд, считает сотрудник профильного НИИ.