Проиграл «Жемчужину»

Предприниматель Дмитрий Якушев не остановил проекты строительства торгового центра «Мандарин» и гостиницы Hilton в Сочи, а на футбольный клуб «Жемчужина-Сочи» денег не хватило. По времени финансовые проблемы клуба совпали с развитием скандала вокруг незаконного игорного бизнеса в Подмосковье

Футбольная скупка. 6,35

миллиона евро составляет суммарная трансфертная цена 14 самых дорогих футболистов «Жемчужины-Сочи», по данным transfermarkt.com, из них 2,35 млн евро стоили в феврале Михал Пападопулос, Казбек Гетериев и Георгий Джиоев (данные «Спорт-экспресса» со ссылкой на transfermarkt.com). Перед началом этого сезона «Жемчужина-Сочи» кардинально усилила состав, чтобы бороться за выход в премьер-лигу. Затраты на трансферты не раскрывались

650000

телезрителей вне зависимости от канала и времени посмотрели матч 16-го тура «Сибирь – «Жемчужина-Сочи», это рекорд созданной в этом году Футбольной национальной лиги, которая проводит чемпионат первого дивизиона, сообщал сайт сочинского клуба 24 июня со ссылкой на аналитическое агентство СК

Секрет кампании

Мощнейшая рекламная кампания «Жемчужины-Сочи» в прошлом году не входила в планы Дмитрия Якушева, просто ему кто-то был должен и Якушев согласился забрать долг рекламными площадями, говорит футбольный менеджер, ссылаясь на осведомленный источник в клубе.

Дмитрий Яку­шев стал пре­зи­ден­том «Жем­­чу­жи­ны-Сочи» в 2008 г., а создан клуб был в 1991 г. одноименной сочинской гостиницей, говорится на сайте клуба. Клуб Якушева считает себя ее правопреемником, хотя было учреждено новое юрлицо – НП «ФК «Жемчужина-Сочи». В 2009 г. вышел в первую лигу, в 2010 г. боролся за попадание в премьер-лигу, но больше запомнился беспрецедентной рекламной кампанией. Тридцатисекундные ролики клуба вошли в трансляции всех матчей чемпионата мира по футболу, чемпионата России и показанных по НТВ матчей Лиги чемпионов; в Москве появились щиты, на которых клуб рекламировала Ксения Собчак; в Сочи приезжала делегация амстердамского клуба Ajax во главе с чемпионом Европы 1988 г. Руудом Гуллитом, клубы подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало создание в городе-курорте академии футбола.

В этом сезоне «Жемчужина-Сочи» собиралась бороться за выход в премьер-лигу, для чего серьезно укрепила состав (см. врез) и пригласила главным тренером Станислава Черчесова, прославленного вратаря, а потом тренера московского «Спартака». А 6 августа клуб сообщил, что снимается с чемпионата первой лиги. «Из-за проблем с бизнесом президента клуба», – пояснил топ-менеджер «Жемчужины-Сочи».

Продержались два года

Действующий и бывший топ-менеджеры «Жемчужины-Сочи» рассказали, что клуб финансировался исключительно его владельцем Якушевым. «У него много разных бизнесов, в том числе пансионат «Солнечный луч» в Адлерском районе Сочи рядом с устьем Мзымты, на месте которого будет построена гостиница Hilton, и строящийся рядом спортивно-развлекательный комплекс «Мандарин», – говорит один из собеседников.

Но топ-менеджер одного из клубов премьер-лиги утверждает, что «Жемчужина» жила в том числе за счет компании «Золотой арбуз», которая занималась игорным бизнесом, и с ее закрытием фактически пришел конец и клубу. ООО «Компания «Золотой арбуз» (Москва) принадлежит Якушеву и Эдуарду Амаляну (по 50%, данные ЕГРЮЛ), она владела сетью одноименных игорных клубов, а также сетями «Фишка» и «Фан-фан» – насчитывалось не менее 50 заведений. Показателей «Арбуза» в «СПАРК-Интерфаксе» нет, зато московское ООО «Фрегат 777», которое также принадлежит на паритетных началах Якушеву и Амаляну и занималось организацией азартных игр, в 2009 г. имело выручку 628 млн руб., в 2008 г. – 1,27 млрд руб.

Игорный бизнес в России с 1 июля 2009 г. разрешен только в четырех специализированных игорных зонах. Из них работает только зона «Азов-сити» в Краснодарском крае, в ней два действующих казино – ни одно из них Якушеву, Амаляну или их компаниям не принадлежит.

«Новая газета» несколько раз писала, что большинство «Золотых арбузов» в Москве открылось заново через месяц после вступления в силу ФЗ «О регулировании игорного бизнеса», что работают они под видом лотерейных клубов и принадлежат тем же владельцам.

В середине февраля этого года разразился громкий скандал: стало известно, что СК РФ возбудил уголовное дело против бизнесмена Ивана Назарова, его обвиняют в организации сети подпольных игорных заведений в Московской области, которая пользовалась покровительством высокопоставленных сотрудников прокуратуры. По делу подозреваемыми проходит 12 сотрудников МВД и прокуратуры, в том числе бывшие прокуроры Одинцовского и Серпуховского районов, Ногинска и Клина. Назаров, так же как и бывший зампрокурора Мособласти Александр Игнатенко, находится в бегах. Имена Якушева, Амаляна или названия их заведений в связи с делом прокуроров в сообщениях силовиков не фигурировали. Но по поручению президента Дмитрия Медведева прокуратура и полиция по всей стране резко ужесточили борьбу с нелегальным игорным бизнесом. С конца марта пошли сообщения о финансовых проблемах «Жемчужины-Сочи»: «Спорт-экспресс» написал, что Якушев приостанавливал финансирование клуба, в результате возникли долги перед тренерами и футболистами.

В пресс-службе СК РФ сообщили, что Якушев и Амалян в материалах дела Назарова не фигурируют и объектами доследственных проверок не являются.

Амбиции президента

В 2010 г. бюджет «Жемчужи­ны-­Со­чи» составил немногим менее $15 млн, рассказывал топ-менеджер клуба. «Бюджет на этот год, учитывая задачу выйти в премьер-лигу и массовую покупку игроков, оценивался примерно в 600 млн руб.», – говорит футбольный менеджер. Сейчас от клуба остался дубль, который играет в чемпионате Краснодарского края, и детская школа на 200 детей – их содержание обходится примерно в 25–30 млн руб. в год, говорит вице-президент «Жемчужины-Сочи» Борис Раппопорт. «Пока дети занимаются бесплатно, но, вполне возможно, нам придется ввести плату за обучение, по крайней мере частично, сейчас этот вопрос обсуждается с родителями», – добавляет он.

Топ-менеджер «Жемчужины-Сочи» рассказывал, что клуб является бизнес-проектом и будет приносить доход за счет оказания рекламных услуг партнерам, уже в этом году рекламные поступления должны были обеспечить 20–30% доходной части бюджета. Сочи – олимпийский город, с каждым годом внимание к нему будет расти – соответственно, станет набирать вес и единственный в городе профессиональный футбольный клуб, планировало руководство. «Мы печатаем информацию спонсоров на билетах и программках к матчу, плакатах, размещаем их щиты на стадионах», – говорил собеседник. Самым крупным спонсорским проектом стал запуск в местной продуктовой сети «Кайрос» (13 магазинов в Сочи) продаж продукции под брендом и в цветах клуба. Ассортимент торговой марки «Жемчужина-Сочи» насчитывает 400 видов продукции, говорится на сайте «Кайроса». Были даже планы построить или купить пивной завод в Сочи и выпускать пиво под брендом клуба.

«Пример «Жемчужины-Сочи» еще раз показал, что такие клубы, без инфраструктуры, вкладывающие в сиюминутную популярность, не могут быть успешны долго и оказываются мыльными пузырями, – говорит на условиях анонимности футбольный менеджер. – Скорее всего, Якушевым двигали какие-то личные амбиции. Он достаточно успешный молодой предприниматель, 1974 года рождения, видимо, хотел реализовать себя и в этой сфере».

Раппопорт говорит, что в следующем сезоне (с осени 2012 г.) планируется включить «Жемчужину-Сочи» в число профессиональных клубов (вторая лига чемпионата России, зона Юг) и, если позволят финансовые возможности, заново начать восхождение наверх.

Не арбуз, так мандарин

Якушев продолжает реализовывать себя в Сочи, пусть и не как футбольный меценат. «В ноябре начнется реконструкция пансионата, которая предусматривает полный снос существующих строений и строительство с нуля 11-этажного гостиничного комплекса примерно на 200 номеров, с четырехэтажным паркингом, также будет возведено 11 отдельных бунгало. График очень жесткий, пуск в эксплуатацию намечен на июль 2013 г.», – рассказал топ-менеджер пансионата «Солнечный луч».

«Новый отель будет работать под брендом Doubletree by Hilton Sochi Adler и напрямую управляться Hilton», – сообщала сеть в 2009 г. Эти планы не изменились, говорит чиновник администрации Сочи. Гостиница будет уровня «4 звезды», уточняет топ-менеджер пансионата.

Реконструкция, по его словам, обойдется в $50–60 млн, это будут смешанные инвестиции, добавляет он, но источник не раскрывает. «Вопрос с финансированием решен», – уверяет он. «Работы должны были начаться еще в декабре 2010 г., задержка связана с отсутствием средств, но сейчас выбора нет, так как пансионат заключил соглашение с «Олимпстроем» и объект включен в программу олимпийского строительства», – говорит чиновник мэрии.

Выручка ЗАО «Пансионат «Солнечный луч» в 2009 г. – 59 млн руб., чистая прибыль – 725 000 руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»).

Развлекательный комплекс «Мандарин» делится на семь основных зон: зону приключения (водно-спортивный аттракцион и скалодром), пляжную, развлечения (мультимедийное шоу, поющие фонтаны), высокой моды (двухэтажный магазин), роскоши (еще магазины), прибрежную (ночные клубы и рестораны на берегу Мзымты) и зону лазерного шоу, говорится на сайте ООО «Экспо», инвестора проекта. Эта московская компания на 100% принадлежит Якушеву (данные ЕГРЮЛ) и была титульным спонсором «Жемчужины-Сочи». В приемной сказали, что никаких комментариев не будет.

Заместитель руководителя сочинского филиала «Экспо» Армен Амалян рассказал, что в комплексе уже монтируется оборудование и ведется наружная отделка, в июле 2012 г. он будет сдан в эксплуатацию, его общая площадь – 33 000 кв. м, полезная – 15 000 кв. м. Инвестиции не раскрываются. Гендиректор «Экспо» Сергей Калиничев, по его словам, сейчас проводит презентацию «Мандарина» для потенциальных арендаторов. Комплекс действительно достраивается, говорит топ-менеджер ООО «Порт Сочи Имеретинский», «Мандарин» расположен рядом с офисным зданием порта.

По поводу «Золотого арбуза» и его игорной деятельности Амалян не может дать комментариев, так как «никогда не работал в этой компании и никого в ней не знает»: «Я работаю в ООО «Экспо», тут свои учредители, может, они связаны, может, нет». Он не сказал, кем ему приходится соучредитель и гендиректор «Золотого арбуза» Эдуард Амалян. Но что творится в Москве – Армен Амалян не знает, «даже никогда в Москве не был» и всего лишь осуществляет технический контроль за строительством «Мандарина» и постоянно находится в Сочи.

Все собеседники «Ведомо­стей», менеджеры клуба, Ама­лян говорят, что Якушев – не­пуб­личный человек и не общается с прессой, все отказались помочь с ним связаться. В приемной «Экспо» на просьбу поговорить с Якушевым ответили: «Вы меня забавляете! Ну разве он будет с вами разговаривать?».