Двойка экономике

Рост российской экономики в 2013 г. может замедлиться до 2% и продолжит уменьшаться, прогнозирует Центр развития Высшей школы экономики: главная причина – сворачивание инвестиций. Переломить ситуацию могли бы институциональные преобразования и рост госинвестиций

По данным опросов Института Гайдара, промышленность сворачивает инвестиции, не видя в них нужды при 30% свободных мощностей и ожиданиях замедления спроса. Повлияет и бюджетная политика, в которой соцрасходы в ущерб капвложениям останутся приоритетом, считает Наталия Орлова из Альфа-банка: вместе с замедлением потребительского спроса это приведет к падению темпов роста ВВП в 2013 г. до 2,8%, ожидает она.

Экономика России продолжит тормозить: темпы роста упадут до 2% в 2013 г. и до 1,5% в 2015 г., прогнозирует Центр развития ВШЭ.

В основе прогноза следующие условия, перечисляет гендиректор Центра развития Наталья Акиндинова: вялотекущий кризис в мире, цена нефти $110/барр., выполнение поручений президента Владимира Путина по выходу на нулевой дефицит бюджета с 2015 г. и росту соцрасходов на 1% ВВП. При таких условиях, несмотря на более дорогую нефть (в официальном прогнозе цена ниже), замедление экономики станет устойчивым. «Причина – некомфортные условия для бизнеса», – говорит Акиндинова.

Рост ВВП замедляется с середины 2011 г. – до символических 0,1% во II квартале. В III квартале, по оценке Минэкономразвития, рост составил 0,5%, если даже оценка окажется верной – то такие темпы дают в годовом выражении лишь 2% роста, отмечает директор ВШЭ по макроэкономическим исследованиям Сергей Алексашенко. Выпуск по базовым видам экономической деятельности стагнирует с осени 2011 г., обрабатывающие производства и оптовая торговля – с начала 2012 г. В промышленности растут только секторы, связанные с производством сырья и простой продукции, стагнируют даже секторы потребительской направленности (пищепром, промтовары); быстро растет потребительский импорт при снижении инвестиционного. Это отражает кризисное состояние промышленности и низкий спрос на ее продукцию, заключает Алексашенко: логично, что объемы внутренних инвестиций и строительства падают с начала 2012 г. «Чистый отток в $90 млрд за 12 месяцев – 4,5% ВВП – это ответ на вопрос, куда инвестируют российские компании», – считает он. Падение инвестиций и есть главный тормоз экономики. Восстановление их роста – единственный способ предотвратить грядущую стагнацию.

Для этого необходимы благоприятные условия. По расчетам Центра развития, повышение качества институтов по шкале швейцарской бизнес-школы IMD на 1 балл (из 10 возможных) ускорит рост ВВП на 0,31 п.п. в год. «Но это нереалистичный вариант», – вздыхает соавтор прогноза Николай Кондрашов: активности властей не видно. Рейтинг Doing Business, на который ориентируется правительство, оценивает только скорость и простоту бизнес-процедур, а не качество бизнес-климата. Повышение России в этом рейтинге в 2012 г. обусловлено введением электронной подачи документов в налоговую службу. В рейтинге мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума, отслеживающем динамику безопасности ведения бизнеса, уровня коррупции и других показателей делового климата, Россия, напротив, опустилась.

Стимулировать рост экономики можно госинвестициями в инфраструктуру: их рост на 1% ВВП ускорил бы темп экономики на 0,16 п.п. ежегодно в 2013–2020 гг. Но для этого нужно либо найти источники дополнительного финансирования (а их нет), либо перераспределить госрасходы за счет программы вооружений (но из-за сокращения госзаказа прибавка к темпам роста ВВП составит лишь 0,1 п.п.), либо поддерживать дефицит бюджета (риск для бюджетной системы). Альтернативы улучшению инвестклимата нет, резюмирует Алексашенко: «Иначе 2% – это предел».