Москва дала скидку на бензин

Мэрия Москвы предоставила Московскому НПЗ льготы на 7 млрд руб. на время реконструкции завода. Это позволило быстрее провести модернизацию, считает врио мэра Сергей Собянин
А.Махонин/ Ведомости

«Газпром нефть» планирует инвестировать в реконструкцию Московского НПЗ (МНПЗ) 137 млрд руб. до 2020 г., следует из презентации завода. Большая часть (67 млрд руб.) пойдет на повышение глубины переработки нефти (с 76 до 98%), а также на увеличение объема и качества выпускаемого топлива. В среду завод запустил установки гидроочистки бензина, каталитического крекинга и изомеризации легкой нафты, позволяющие ему полностью перейти на выпуск бензинов стандарта «Евро-5».

Средства на модернизацию МНПЗ заложены в инвестпрограмме «Газпром нефти», говорит ее представитель. Но, как стало известно «Ведомостям», в реконструкции завода поучаствовала и мэрия Москвы, которая с 2011 г. не имеет к нему формального отношения (два года назад подконтрольная Москве Центральная топливная компания продала «Газпром нефти» за $740 млн 22,39% Sibir Energy, основным активом которой был МНПЗ), а только сдает ему землю (286 га) в аренду. Когда начиналась реконструкция, встал вопрос об арендных платежах, которые составили бы около 7 млрд руб. Мэрия пошла навстречу заводу, освободив его полностью от этих платежей, рассказал «Ведомостям» врио мэра Москвы Сергей Собянин, присутствовавший на запуске новых установок на МНПЗ.

Согласно постановлению правительства Москвы № 276пп от 16 июня 2011 г. при изменении целевого назначения земельного участка (с «эксплуатация зданий и сооружений» на «строительство») промышленное предприятие должно было заплатить городу 60% от кадастровой стоимости земли за первый год аренды, пояснил представитель «Газпром нефти». В 2012 г. общая кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого заводом, составляла 12,2 млрд руб., т. е. при реконструкции заводу пришлось бы заплатить как раз 7,3 млрд руб. «Мы обратились с просьбой предоставить льготы. Нам сказали, что, если вы принимаете план модернизации и его реализуете, мы пойдем вам навстречу, и они (мэрия Москвы. – «Ведомости») сделали это авансом», – рассказал «Ведомостям» гендиректор завода Аркадий Егизарьян. В апреле 2012 г. градостроительная земельная комиссия освободила МНПЗ от этой единовременной платы за изменение целевого назначения земли, уточнил представитель «Газпром нефти».

Льготы позволили заводу быстро реконструироваться, подчеркивает Собянин. МНПЗ перешел на выпуск топлива стандарта «Евро-5», на 2,5 года опережая требования Технического регламента, отметил предправления «Газпром нефти» Александр Дюков.

«Москва создает нам условия для развития, мы становимся современнее, и в результате город только выиграет», – уверен Егизарьян. В 2012 г. завод, называющий себя крупнейшим налогоплательщиком Москвы, заплатил в городской бюджет более 800 млн руб. налогов, говорится в презентации компании. А по итогам 2013 г. налоги составят около 1,2 млрд руб., обещает Егизарьян. К тому же при переходе на «Евро-5» выбросы автомобилей, использующих топливо МНПЗ (занимает около 40% рынка), к 2014 г. сократятся на 25% до 124 000 т в год, а санитарно-защитная зона вокруг завода к этому времени благодаря модернизации сократится на 500 га, следует из презентации завода.

Это стандартная практика, когда региональные власти поддерживают нефтяников. Поэтому неудивительно, что мэрия Москвы пошла на уступки МНПЗ, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Александр Киревнин. Город только на акцизах примерно за год вернет себе недополученные 7 млрд руб., уверен он.