Мост к соседям

«Автодор» приступает к подготовке проектной документации моста через Керченский пролив - до конца марта будет создано российско-украинское предприятие, которое проведет инженерные изыскания
Проект моста через Керченский пролив все ближе/ К. Беднов/ PhotoXpress

Наблюдательный совет «Автодора» решил создать специальную «дочку» для подготовки проекта моста через Керченский пролив, сообщила вчера госкомпания. Срок - I квартал этого года. Это будет ОАО, созданное на паритетных началах с Украиной, говорит представитель «Автодора». Уставный капитал будет минимальным, главная задача новой «дочки» на первом этапе - провести инженерные изыскания, на основе которых можно будет подготовить технико-экономическое обоснование (ТЭО), объясняет он. По действующей транспортной стратегии до 2030 г. мост через Керченский пролив должен быть спроектирован до 2015 г. Представитель Укравтодора не ответил на запрос «Ведомостей».

Переговоры о строительстве моста, который соединит Таманский полуостров и Крым, идут более 10 лет. Но из-за ухудшения отношений между Россией и Украиной проект был заморожен. В 2010 г. переговоры возобновились, но с тех пор даже не было разработано ТЭО.

Правительство Украины вспомнило о проекте после того, как Россия решила поддержать украинскую экономику в ответ на отказ от ассоциации с ЕС. Мост попал в число перспективных совместных инвестпроектов, которые вместе с $15 млрд финансовой помощи от России (см. врез) должны оживить экономику Украины. В конце января украинский вице-премьер Александр Вилкул и замминистра транспорта Олег Белозеров подписали техзадание на разработку ТЭО. К работе над обоснованием подключатся лучшие мировые консалтинговые компании, заверил Белозеров: оно должно быть готово до конца этого года.

Стоимость моста оценивается в $1,5-3 млрд, построить можно за пять лет, говорилось в сообщении министерства экономического развития и торговли Украины. По словам Вилкула, обсуждается несколько вариантов: «<...> тоннель или мост, которые могут быть автомобильного или железнодорожно-автомобильного типа». Длина мостового перехода оценивалась в 4,5 км. Для сравнения: рекордно дорогой мост через Лену длиной 3,1 км обойдется в 46,7 млрд руб. (в ценах I квартала 2013 г.), вантовый мост на остров Русский длиной 1,9 км стоил 34 млрд руб.

Сейчас специальная рабочая группа должна определить место строительства и основные технические параметры, говорил уполномоченный по вопросам сотрудничества с Россией, СНГ и «Евразэс» Валерий Мунтиян (цитата по сайту министерства экономического развития и торговли Украины). Финансировать стройку также предполагается на паритетных началах - для этого будет создано российско-украинское СП, говорил Мунтиян. Правда, в долгосрочной программе деятельности «Автодора», которому первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил курировать проект, расходов на мост пока не предусмотрено.

Мост мог бы заинтересовать крупных российских подрядчиков, у которых высвободились мощности после строек в Сочи, рассуждает сотрудник крупной строительной компании: возможно, даже удастся привлечь частные инвестиции, если сделать мост платным или предусмотреть платежи от государства за эксплуатацию.

Связка между регионами может оживить их экономику, рассуждает гендиректор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин: но и экономический эффект, и возможный трафик, и тарифы (в случае платности) еще предстоит оценить.