Турник и два Максима

Первую площадку для уличных тренировок основатели компании «Кенгуру про» Максим Попов и Максим Неверов подарили городу в надежде завоевать рынок. Расчет оказался верным. За два года они построили более 200 площадок по всей России
Максим Попов (справа) и Максим Неверов продвигают в России новое направление фитнеса/ Д. Абрамов/ Ведомости

Выпускник факультета управ­ления Хабаровского университета Максим Попов два года пытался найти свое место в Москве. Знакомых в столице у него не было, с работой не складывалось. После года работы в управлении имущественных отношений подмосковной Балашихи Попов понял окончательно, что карьера чиновника - не его дело. Продал машину, собрал все сбережения и купил билет в Австралию - учить язык и разбираться в себе.

Сколько стоит спортплощадка. 120000

руб. стоит минимальное оборудование для маленькой площадки в 37 кв. м - четыре турника, шведская стенка, скамейки для пресса и брусья

1

млн руб. - максимальный спектр оборудования на площадку свыше 600 кв. м

Что это такое

Воркаут (Workout - тренировка; разг. уличный фитнес) - новое фитнес-направление, включает в себя выполнение различных упражнений с собственным весом на уличных спортплощадках, а именно на турниках, брусьях, шведских стенках, горизонтальных лестницах и прочих конструкциях или вообще без их использования (на земле). Мода на воркаут зародилась в 2008 г. в США. Первое любительское объединение воркаутеров в России появилось в 2009 г.

Именно в Австралии он узнал, что такое воркаут - система упражнений с собственным весом, выполняемых на турниках. Площадки с разноуровневыми турниками, рукоходами и брусьями были почти в каждом дворе. Попов увлекся новым спортом. Такие занятия приносили хороший результат, улучшали физическую форму и не требовали походов в дорогостоящие спортклубы. «Почему у нас нет таких площадок?» - задался вопросом Попов и, вернувшись через четыре месяца в Москву, подбил своего друга Максима Неверова заняться новым делом.

Еще в Австралии Попов, изучив интернет, выяснил, что поклонники такого вида уличных тренировок есть и в России. Они дотошно изучали видеоролики заокеанских воркаутеров, а потом повторяли упражнения на старых ржавых турниках, сохранившихся в некоторых парках и дворах с прошлого века, приспосабливали под занятия полотенцесушители и лесенки детских площадок.

«В новых планах по благоустройству дворов и парков город акцентировал внимание на зонах отдыха со скамейками и детских площадках. Ни одного даже самого простого турника в этих планах не было», - утверждает Попов. От атлетов Попов знал, что они писали письма с просьбой построить им такие площадки в разные инстанции, но дело с места не двигалось.

Троянский конь

Идея бизнеса лежала на поверхности. Дело было за малым - создать собственный комплекс и убедить городские власти его покупать. Два Максима погрузились в литературу по дерево- и металлообработке, лакокрасочным покрытиям и прочим премудростям производства. Советовались со спортсменами, какой высоты и ширины должны быть турники и брусья, скамейки для пресса и другие спортивные элементы. Начинающие предприниматели взяли потребительский кредит и инвестировали в новое дело 150 000 руб.

«Мы отдавали себе отчет, что пока, кроме группы энтузиастов, никто не понимает, что такое воркаут, и покупать у нас такое оборудование не будут, - признается Попов. - Поэтому мы поступили проще - предложили площадку парку «Сокольники» в подарок».

Парк от подарка не отказался. Завсегдатаи «Сокольников» новшество оценили. На пятачке с хорошим покрытием и яркими турниками, по словам Попова, всегда толпился народ. Так в 2011 г. в Москве появилась первая специализированная площадка для воркаута. А молодая компания «Кенгуру про» получила благодарственное письмо от администрации парка, сделала профессиональные фотографии своего детища, заказала у дизайнеров несколько 3D-моделей других площадок и стала обивать пороги префектур и муниципалитетов, стучаться в Москомспорт и писать письма в разные инстанции, призывая обратить внимание на социальные преференции от компании «Кенгуру про».

«Это был непростой период, - признается Попов, тогда он обошел примерно сотню кабинетов чиновников разных уровней, раз за разом получая отказ. - Тяжело, когда твою работу не просто отвергают, а встречают равнодушно. Отмахиваются, как от надоевшей мухи, жуют в лицо чипсы, а то и просто не пускают на порог». Но в Южном округе, в управах Даниловского и Донского районов предпринимателям наконец-то повезло. Рассказы Попова чиновников увлекли, и площадки для воркаута включили в программу благоустройства нескольких дворов на юге столицы.

Раскачали и не унесли

Переломным для «Кенгуру про» стал 2012 год. В начале года компания получила возможность принять участие в выставке по благоустройству города в мэрии. Попов выступил с докладом про доступный спорт. То, что городское начальство выступление услышало, Попов понял довольно быстро по количеству звонков и заказам.

У него нет иллюзий, что именно он открыл глаза городу. Необходимость спортивных площадок уже обсуждалась на городском уровне, атлеты писали письма, а «Кенгуру про» просто вовремя предложила уже готовый продукт.

«Когда пошел интерес, у нас уже были готовы линейка из 22 снарядов и вся документация», - говорит Попов. За 2012 г. его компания продала около 100 площадок. Большие площадки по 600 кв. м Попов и Неверов оборудовали в Парке Горького, Лужниках, Тушине, Перове.

А технические задания на создание площадки такого типа стали появляться почти во всех тендерах по благоустройству городского пространства. В каких-то случаях «Кенгуру про» участвовала в тендерах напрямую, но чаще на Попова выходили подрядчики, выигравшие большой заказ, и предлагали поставить оборудование или сделать площадку под ключ.

«Мы начали не с продаж, а с продвижения идеи. Попали в волну и сами так раскачали рынок, что, когда пошел спрос, нам не хватило ресурсов, чтобы закрыть все заказы», - рассказывает Попов. Заминка на старте, по его словам, привела на рынок еще около 10 новых производителей. Если бы он мог предсказать такой всплеск заказов, то инвестировал бы сначала в производство и сделал запасы, чтобы закрывать сразу большие объемы. Сейчас компания размещает заказы на двух предприятиях в Московской и Тверской областях. Собственное производство, считает Попов, рентабельно содержать, только когда речь идет о круглогодичном производстве тысяч единиц продукции.

«Это недорогостоящая инфраструктура для города, дающая 100%-ный социальный эффект. Администрация может вложить несколько сотен тысяч рублей и поменять газон, и этого никто не заметит. А новая спортивная площадка незамеченной никогда не остается», - полагает Попов. На открытие новой площадки они всегда привлекают знакомых атлетов и сами проводят тренировки для местной молодежи.

Этот рынок действительно помогают развивать атлеты, согласны производители. «Они собираются и пишут письма в управы. Именно они фактически и формируют стандарты рынка: отрисовывают модели, придумывают детали. Делятся идеями с нами», - рассказывает Евгений Дементьев, замгендиректора «Спорт маркет сервиса» (Street Gym). Оборудование для воркаута его компания предлагает на рынке второй год. Дементьев отмечает, что в этом году в преддверии нового сезона появилось много новых игроков. Но пока он знает не более пяти компаний по России, которые могут предложить качественное оборудование для уличных тренировок.

В 2012 г. у дистрибутора и производителя спортивного оборудования «Армия спорта» за сезон заказали шесть площадок для воркаута. В прошлом сезоне таких заказов было уже около 20. «Интерес к площадкам растет последние два года. Если раньше заказчики больше интересовались уличными тренажерами, то сейчас переориентировались именно на оборудование для воркаута - турники, брусья, рукоходы, лестницы», - говорит гендиректор «Армии спорта» Валерий Фефилов. Стоимость площадки с комплексом брусьев и турников в 5 кв. м стартует от 70 000 руб. Компания готова подстраиваться под бюджет заказчика. Варьировать стоимость оборудования можно за счет фурнитуры и покраски.

Резиновая ниша

Выйти на рынок и получить заказ несложно, считают производители. «Техзадание простое, - отмечает Попов. - Формально многие производители могут его выполнить. А вот эстетику, внешний вид комплекса прописать сложно». Предприниматель считает, что сейчас на их рынке много недобросовестных участников тендеров. Они сбивают цену, а потом не могут выполнить заказ или производят некачественное оборудование. «Мне доводилось даже видеть мебельные болты в качестве креплений», - сокрушается Попов. Крепление для своих турников - специальные хомуты - Попов запатентовал. Он регулярно видит, что их копируют, но бороться с пиратами не собирается. Говорит, что патент получал лишь для того, чтобы потом к ним никто не мог предъявить претензий.

Выделяться на общем фоне компании «Спорт маркет сервис» помогает дизайнерски грамотное оформление. «И особенная конструкция сборки с помощью специальных хомутов. Идею мы подсмотрели на Западе. В России собственный тип крепления запатентовали только две компании - «Кенгуру про» и наша. Остальные просто заимствуют», - говорит Дементьев. Компанию Попова он считает пионером этого направления.

Сейчас на сайте Москомспорта есть два не закрытых еще тендера на поставку комплекта тренажеров для воркаута в столичном парке «Фили» с бюджетом 822 400 и 913 000 руб. «Откликов на нашу заявку поступило очень много, - рассказывает ответственный секретарь аукционной комиссии ПКиО «Фили» Владимир Новак. Заявки присылали производители со всей страны. Выиграла заявка компании из Сибири. Их предложение было самым выгодным».

Понятно, что все производители утверждают, что их оборудование качественное и выставляют на сайте красивые фото, отмечает Новак, но как будет эксплуатироваться новая площадка, в Фили смогут оценить через пару месяцев. «Воркаут сейчас действительно очень популярен у молодежи, - отмечает Новак. - У нас уже есть две площадки, и на них всегда много народу. К новому сезону мы хотим еще две площадки».

Покоритель мира

Удачным для «Кенгуру про» оказался и 2013 год. Компания поставила более 100 площадок не только в Москве, но и в разных регионах. Средний чек заказа оборудования, по словам Попова, - около 350 000 руб. А оборот его компании превысил 4 млн руб.

Сейчас амбициозный Попов посматривает на европейский рынок. Он нашел партнера в Латвии и утверждает, что вскоре площадки от «Кенгуру про» могут появиться в Германии и Испании. Именно для таких заказов ему и понадобился партнер в Евросоюзе. Сырье и производство в России обходятся дешевле, но таможенные сборы и стоимость доставки с лихвой съедают видимую выгоду.

«Я не знаю других производителей, кто не только продавал бы оборудование, но и развивал собственный бренд, - подчеркивает Попов. - Все знают велотренажеры Kettler, и мне бы хотелось, чтобы во всем мире знали площадки для воркаута «Кенгуру про».