Санкции - проблемы и хлеб для юристов

Российский юридический рынок не претерпел за год серьезных изменений, но перемены грядут: стагнация и западные санкции заморозят инвестпроекты в России, но загрузят юристов работой в судах
Юристы готовятся к санкциям против экономики/ Andrew Lubimov/ AP

Ведомости» публикуют шестое исследование юридического рынка России, проведенное Best Lawyers. Из зарубежных рейтингов оно наиболее широко охватывает этот сектор - шанс попасть в список лучших есть у любой фирмы. Ведь составляется список не фирм, а лучших юристов, а критерий - не проекты компаний или их финансовые показатели, а мнение опрошенных коллег (подробнее - методика во врезе). Основной вывод, который делают исследователи: национальные фирмы все еще проигрывают конкуренцию международным (ILF), но их бизнес развивается динамичнее.

Рейтинг расширяется

Исследование Best Lawyers все шире охватывает российский рынок. Число попавших в рейтинг юристов продолжает расти - с 394 до 509 (в 2012 г. - 342, в 2011 г. - 280). Растет и число фирм: с 70 в 2011 г. до 89 в 2013 г. и 100 в последнем исследовании.

Лидером рейтинга осталась юрфирма «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАП). 41 сотрудник ЕПАП попал в рейтинг, а по числу юристов, упомянутых по разным практикам, эта фирма далеко опередила остальных участников исследования - 110 упоминаний; для сравнения: у занявшей второе место Dentons - 75 (см. таблицу). В этом году ЕПАП, ранее поглотившая Magisters, продолжила расширение: к ней присоединились 10 юристов из «Линии права» во главе с одним из ее основателей - Дмитрием Глазуновым.

Впрочем, ЕПАП - единственная российская фирма в первой десятке фирм, отобранных по числу упоминаний сотрудников. Лишь в конце второго десятка - «Алруд» (18-е место). Из 100 фирм в рейтинге 41 иностранная (год назад - 40 из 89), но примерно у половины российских юрфирм сотрудники рекомендованы всего 1-2 раза. В итоге из 509 юристов в рейтинге 325 - сотрудники иностранных юрфирм (год назад - 399; 261), они рекомендованы по разным практикам 634 раза из 979 (750; 491). Доля иностранных фирм лишь незначительно снизилась - с 45 до 41%.

Движение рынка

Главными для фирм практиками остаются корпоративное право, сделки слияния и поглощения и суды, пишут эксперты Best Lawyers. Но наиболее бурный рост демонстрируют другие практики - трудовая (примерно на 100% выросло число фирм, юристы которых попали в рейтинг) и строительство (на 116%). Отчасти этот рост может быть связан с крупными международными событиями, которые стимулировали появление новых рабочих мест и проектов в России, например с Олимпиадой, считают авторы исследования. Сопровождение инфраструктурных проектов - одно из наиболее перспективных направлений работы, особенно с госфинансированием, признают участники рынка.

Серьезных изменений на рынке, если судить по рейтингу (а сами юристы говорят о продолжении стагнации), не произошло.

Выросла доля ILF в антимонопольной практике (см. таблицу с анализом рейтинга на www.vedomosti.ru), в судебных практиках сохранилось небольшое доминирование российских юристов. ILF укрепили свою гегемонию на рынках капитала, зато россияне немного нарастили долю в корпоративном праве, хотя по-прежнему сильно проигрывают ILF. Россиянам удалось потеснить ILF в практике «недвижимость», но опять же иностранцы доминируют. В налоговой практике отечественные фирмы нарастили долю до 40%.

Составители рейтинга считают, что сейчас национальные игроки развиваются активнее иностранных конкурентов: на 40% увеличилось в рейтинге число юристов из российских фирм, из ILF - на 31%, которые тем не менее продолжают доминировать в рейтинге. Отчасти движение рынка может объясняться спадом в секторе M&A - вотчине иностранцев. Так, по данным Thomson Reuters, объем заявленных сделок по слиянию и поглощению с российскими компаниями составил в I квартале 2014 г. $6,6 млрд - на 7% меньше, чем годом ранее.

На что ставят

Если ситуация в экономике юристов не радует, то законодательные изменения, напротив, могут поддержать их бизнес. Они ставят на новое законодательство о трансфертных ценах, борьбе с легализацией, закупках за счет государства и госкомпаний, развитие практики ФАС. Новые проекты могут принести интеграция стран Таможенного союза, а также споры внутри ВТО, сообщили «Ведомостям» партнеры Dentons Марат Мурадов и Эдуард Боровиков. Растет и число обращений по подготовке проектов нормативно-правовых актов и пояснительных записок к ним, рассказывает управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников. Некоторые фирмы, например ЕПАП, развивают работу с частными клиентами. Работы добавит и борьба государства с нарушениями авторских прав в интернете вкупе с ужесточением регулирования сети, рассчитывают управляющий партнер «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский и управляющий партнер «Юст» адвокат Евгений Жилин.

Именно ужесточение госконтроля, и в первую очередь деофшоризацию, ставят на первое место юристы, говоря о перспективах. Юристы помогают или возвращать активы в Россию, или еще глубже прятать их, говорит юрист ILF. Так совпало, рассуждает федеральный чиновник: с одной стороны, борьба за возврат капитала, с другой - многие и без того готовы вернуться, опасаясь санкций. Деофшоризацию может дополнительно спровоцировать режим применяемых санкций в зависимости от сценария развития событий, считает управляющий партнер Hogan Lovells Оксана Балаян.

Российский бизнес беспокоит ужесточение корпоративной ответственности не только в России, но и в других странах. А значит, юристы будут развивать эту практику. Compliance (проверка соответствия деятельности законодательству. - «Ведомости») все больше становится самостоятельным направлением в связи с расширением действия экстерриториальных норм других государств (FCPA, UK Bribery Act), а также с ужесточением национального законодательства, пишет Балаян: «Мы стали выделять это направление в качестве самостоятельного в рамках практики по разрешению споров». О росте спроса на такие услуги пишут также управляющий партнер Baker & McKenzie в СНГ Сергей Войтишкин и председатель комитета партнеров ЕПАП Дмитрий Афанасьев.

Санкции для рынка

Будущее рынка юристы оценивают осторожно, хотя и надеются на рост выручки. На мировой юридический рынок давят многие факторы. Это рынок покупателей, описывают юристы долгосрочный тренд. Все меньше становится уникальных проектов, а стандартные - клиенты делают сами. Все чаще услуги консультантов закупаются на тендерах, пишет Войтишкин. Клиенты создают уже и узкопрофильные дивизионы, например антимонопольные и даже по интеллектуальной собственности, отмечает Корельский. Это позволяет заказчикам диктовать и расценки.

Тренд мировой, но на российский рынок давит и национальный фактор - общая стагнация в экономике. Рост ВВП остановился, и пауза будет долгой, предупреждает Минэкономразвития. Падает инвестиционная активность, на рынке все меньше сделок. На фоне общего спада юристы охотятся за проектами госкомпаний и с госфинансированием. Об этом пишут многие из опрошенных руководителей фирм. Госсектор - самый крупный источник спроса, констатирует управляющий партнер «Линии права» Андрей Новаковский.

Впрочем, экономическая стагнация может пойти и на пользу некоторым фирмам, особенно с сильными судебными практиками: спад означает рост числа конфликтов между компаниями. Этого ждут почти все юристы как международных, так и российских фирм - в частности, роста числа банкротств. Но повышение конфликтности не может компенсировать общего сокращения объема юридических услуг вследствие экономического спада, сетует Новаковский.

Одновременно проблем и проектов добавит ситуация вокруг Украины. Первый вице-премьер Игорь Шувалов уже говорил, что куда опаснее официальных могут стать неофициальные санкции - отказ от проектов, сворачивание финансирования. 2014 год во многом будет зависеть от санкций и последствий снижения инвестиционной активности, считает Балаян.

Но санкции - это конфликт, а значит, тоже работа для юрфирм. Уже появились новые проекты, связанные с защитой активов на Украине или их переводом в Россию, рассказывают юристы. Приходится консультировать и по самим санкциям, пишет Балаян. Вероятное удорожание денег для российских заемщиков на Западе приведет к росту спроса на финансовую реструктуризацию и отечественные размещения, считает Афанасьев.

Санкции и снижение инвестиционной активности сократят спрос на юридические услуги уже в ближайшие месяцы, сильнее пострадают ILF, считает Новаковский. От работы с клиентами, которые прямо подпали под санкции, международным юрфирмам с американскими офисами приходится отказываться, рассказывает Балаян, текущие проекты по договоренности с такими клиентами передаются другим консультантам, клиенты относятся к этому с пониманием. Что касается остальных проектов, то каждый конкретный случай рассматривается отдельно, иногда приходится объяснять, что компания не контролируется лицом из санкционного списка, и в головном офисе к этому относятся конструктивно. «На то мы и юристы, чтобы всегда найти решение, не нарушая закон», - резюмирует Балаян.

Большинство опрошенных юристов не верят, что ILF будут сворачивать бизнес в России из-за конфликта с ЕС и США. Если только не будут введены законодательные ограничения, но вероятность такого развития событий крайне низка, полагает Ситников. Указаний и планов сократить присутствие в России нет, говорит Балаян: одни проекты заменяются другими, в том числе с госкомпаниями. К тому же уже никто не держит раздутые офисы, как это было до кризиса, «все ужались и предельно эффективны», объясняет она. А вот управляющий партнер GBLP Андрей Гольцблат допускает, что ILF могут сократить присутствие в России, хотя это вряд ли даст фору российским игрокам. Скорее из-за проседания рынка ILF могут сворачивать присутствие, говорит Пепеляев.

Такое возможно, рассуждает Корельский: если государство прикажет госкомпаниям и госкорпорациям (одним из основных клиентов ILF) - «покупай российское», то возможно сворачивание российских офисов ILF. На это рассчитывает Новаковский: «Очень важна поддержка национального юридического бизнеса со стороны госсектора». Лоббисты, конечно, сейчас активны, возможно, будет больше сделок по российскому праву, а не по английскому, но крупные проекты все равно достанутся иностранцам, спокоен партнер одной из ILF: «Не первый кризис переживаем».