Гипотетически смертная казнь

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин выступил за возвращение смертной казни - хотя бы гипотетическое. И призвал «взяться за муниципалов» как основное коррупционное звено в системе власти
Александру Бастрыкину «высшая мера» по душе/ Зураб Джавахадзе/ ИТАР ТАСС

Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин выступил за возвращение смертной казни. «Я не призываю вернуть смертную казнь в порядке реализации, но мне кажется, что она должна присутствовать в нашем законодательстве как гипотетическая возможность ее применения», - заявил Бастрыкин в четверг на встрече с депутатами Госдумы от Общероссийского народного фронта. Он вспомнил, что в советское время в Ленинграде за год выносилось 100-120 смертных приговоров, хотя приводилось в исполнение не более десяти: «Но это был тот рубеж, через который многие не могли переступить. Человек понимал, что его могут лишить жизни».

Председатель СКР напомнил, что в Белоруссии не так давно были казнены двое мужчин, признанных виновными в совершении теракта в минском метро. «Всё, тема закрыта. В Белоруссии, думаю, не скоро повторятся такие страшные события», - констатировал Бастрыкин.

Кроме того, председатель СКР продолжает настаивать на введении конфискации имущества коррупционеров, в том числе и за так называемое незаконное обогащение. Кратные сумме взятки штрафы (вместо лишения свободы) неэффективны: в казну поступает только 1% от суммы начисленных штрафов, напомнил Бастрыкин. «У нас не хватает детских садов, например. У нас много детских садов могло бы быть, если бы мы конфисковали те замки, дворцы, которые построены на нечестно заработанные деньги. Вот, пожалуйста, по Рублевке проехали, взяли в порядке конфискации 10 дворцов - вот вам 15-20 детских домов для Московской области», - предложил руководитель СКР конкретный рецепт.

Особенно актуальной, по мнению Бастрыкина, является проблема борьбы с коррупцией на уровне муниципалитетов: «Губернаторов к порядку призвали, сейчас кто распоясался? Муниципалитеты у нас превратились в хапуг и ворюг». По его мнению, корень всех бед в том, что муниципалитеты не входят в структуру государственных органов власти, «а как бы сами по себе», и муниципальную реформу президент объявил не случайно. «Давайте возьмемся за муниципалов», - призвал председатель СКР бойцов народного фронта. Применение смертной казни в России невозможно, убежден председатель комитета Госдумы по уголовному законодательству Павел Крашенинников. Он напоминает, что Россия подписала протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, приняв на себя обязательство отменить этот вид уголовного наказания. На смертную казнь введен двойной мораторий, хотя формально высшая мера наказания все еще присутствует в Уголовном кодексе: есть указ президента о неприменении смертной казни и решение Конституционного суда о том, что такие приговоры не могут выноситься, говорит депутат. Но главное - перспектива применения смертной казни не влияет на уровень преступности. В конце концов, террористы сами идут на смерть, отмечает Крашенинников. Количество судебных ошибок тоже следует учитывать, говорит он: «Мы знаем, сколько у нас людей положили за преступления, которые они не совершали».

Преступность растет, правоохранительные органы с ней не справляются и ищут самые простые выходы, объясняет представитель правительства России в высших судах Михаил Барщевский. Но это не сработает, криминология давно доказала: есть только один путь борьбы с таким злом - повышение раскрываемости. Кроме того, согласно российской Конституции смертная казнь может применяться только за убийство. То есть то, чего жаждет общество - введение смертной казни за коррупцию, педофилию и т. д., - в принципе невозможно, подчеркивает Барщевский.