Миллиарды на зелень

За три года правительство Москвы потратило на благоустройство зеленых зон и мест отдыха не менее 17 млрд руб. «Ведомости» выяснили, кому и как доставались эти деньги и почему выделенные на следующие три года 20 млрд руб. потратят по-другому
Деревья в центре Москвы не стоят на месте: растения в кадках можно менять на более подходящие по сезону/ А. Махонин/ Ведомости

Спящий подрядчик

«ТХЛ групп» была создана в 2010 г. двумя ростовскими бизнесменами - Борисом Ли и Александром Ханом, а также москвичом Дмитрием Тё. Ли в 2001 г. в Ростове был признан заказчиком покушения на убийство одного из лидеров местной чеченской диаспоры и приговорен к 15 годам лишения свободы, однако дело было пересмотрено судом присяжных, который оправдал Ли, и тот вышел на свободу. В 2009 г. суд признал Ли виновным в незаконном хранении оружия и присудил к году лишения свободы. Но позже Ли вновь был полностью оправдан, говорила его адвокат «Известиям», связывая уголовное преследование бизнесмена с попытками захватить его бизнес. Сам Ли говорил «Известиям», что у его компаний - «ТХЛ групп» и «Зеленхоза» - достаточно мощностей, чтобы все работы выполнять самостоятельно, в компании работает около 1000 человек. Сейчас телефоны, указанные на сайтах старых компаний Ли, молчат. Муниципальные заказы, по утверждению чиновников, эти компании не выполняют.

Совладелец с Севера

80% долей в МИСК к концу 2012 г. перешли к «МД групп», владельцами которой стали московский бизнесмен Дмитрий Андреенков и нижневартовский ТД «Центр логистики», принадлежащий местному бизнесмену Дмитрию Давыдову. Бывший вице-президент банка «Зенит» Андреенков, которого на рынке считали одним из совладельцев московской девелоперской компании «М.О.Р.Е.-плаза», пришел в МИСК еще в 2009 г. на должность первого заместителя гендиректора компании. А вот Давыдов раньше вел бизнес на Cевере. Он и его родственники, по данным нижневартовского портала nv86.ru, занимаются в Нижневартовске строительными работами, выделяют автотранспорт для нефтегазовых предприятий, оказывают услуги по организации индустриального питания для нефтяников и владеют гостиницей. Крупнейшим активом Давыдовых являлась компания «Нижневартовскдорсервис», которая специализировалась на строительстве дорог и посадочных полос аэродромов. Хайдаров, возглавивший МИСК вскоре после смены ее владельцев, в середине 1990-х работал главным инженером в «Когалымнефтегазе». В то время мэр Москвы Сергей Собянин был главой администрации Когалыма, позже - председателем думы ХМАО. Затем Хайдаров работал в казанской «дочке» «Транснефти» - компании «Северо-Западные магистральные нефтепроводы», был вице-президентом «Олимпстроя», директором департамента «ТНК-ВР менеджмент» и заместителем гендиректора «Группы Е4» Михаила Абызова.

Совладельцы с именем

Люди с фамилией Бирюков учреждали разные компании, в том числе получавшие городские заказы. Крупный подрядчик по благоустройству «Альянс», созданный бизнес-партнером Евгения Бирюкова Вадимом Самыловских, до 2013 г. назывался «УСЛ альянс». В Москве зарегистрировано еще 14 компаний с такой аббревиатурой в названии, и пять из них когда-то принадлежали брату вице-мэра Алексею Бирюкову. Еще одной компанией - «УСЛ механизация» - раньше владела Анжелика Алексеевна Бирюкова. После того как компания была обанкрочена, ее конкурсным управляющим назначили Наталью Владимировну Бирюкову. Возможно, аббревиатура УСЛ расшифровывается как «Универсстройлюкс». Такая компания тоже когда-то принадлежала брату вице-мэра. В 2012 г. Сургутнефтегазбанк через суд потребовал обратить взыскание на имущество Алексея Бирюкова, поручившегося по кредитам этой компании на 180 млн руб. Тогда выяснилось, что брат вице-мэра в прошлом был крупным подрядчиком Москвы, его компании занимались благоустройством музеев-заповедников «Царицыно» и «Коломенское», строительством жилых домов и установкой спортивных городков во дворах. Правда, в 2011 г. положение «Универсстройлюкса» резко ухудшилось и его обанкротили. Ирина Петровна Бирюкова, фамилия, имя и отчество которой совпадают с именем дочери Петра Бирюкова, была раньше совладелицей фирм «Транскапитал Со» и «Тескла» вместе с Ольгой Белостоцкой, гендиректором ГУП «Экотехпром». Этот ГУП подчиняется департаменту ЖКХ и занимается вывозом твердых бытовых отходов из жилого сектора Москвы. А еще одна компания, учрежденная Ириной Бирюковой вместе с Екатериной Бирюковой, - ООО «Вента» - в 2012-2013 гг. выигрывала контракты ГБУ «Автомобильные дороги» и ГБУ «Гормост» на общую сумму 219 млн руб. В мэрии заявляют: родственники Петра Бирюкова не связаны с компаниями, получающими подряды на благоустройство.

В распределении бюджетных средств на озеленение и благоустройство в Москве в этом году произошла революция. «Это большой парковый передел», - иронизирует чиновник мэрии. Суть его в следующем. Во-первых, правительство Москвы завершает процесс передачи столичных парков от департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы департаменту культуры. Старого хозяина парков курировал заместитель мэра Петр Бирюков, нового - министр правительства Сергей Капков. Если в начале 2013 г. департамент культуры отвечал за 14 парков, сейчас у него более 90 парковых территорий. Вместе с парками передаются и бюджетные средства на их обустройство - более 20 млрд руб. на 2014-2016 гг., говорит чиновник мэрии Москвы. Теперь эти деньги на конкурсах распределяет не департамент ЖКХ, а администрация парков.

Во-вторых, с 1 января 2014 г. озеленением городских территорий, не относящихся к паркам, - на что в год тратится из бюджета примерно 1,5 млрд руб. - больше не занимаются частные подрядчики. Контракты с ними расторгнуты, рассказал «Ведомостям» руководитель департамента ЖКХ Андрей Цыбин, правительство Москвы учредило государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Мосзеленхоз», которое теперь выполняет все эти работы. Такое решение принято, чтобы исключить проблемы, возникавшие при распределении заказов на озеленение в предыдущие годы, объяснил чиновник. Если вкратце, то эти проблемы, по мнению бывшего префекта Северного административного округа Москвы Олега Митволя, заключаются в том, что озеленение в Москве проводят непонятные фирмы, которые завышают цены в 2-3 раза при низком качестве работы.

Изучив данные о госзакупках, «Ведомости» узнали, кто активнее прочих делил 17 млрд руб., потраченных московским бюджетом на благоустройство в 2011-2013 гг. Среди них есть компании, связанные с предпринимателем из Ростова, бизнесменом из Тюмени, управленцем из Когалыма, а также людьми с фамилией Бирюков, выяснили «Ведомости».

Озеленитель из Ростова

В 2013 г. больше всего госконтрактов на озеленение в Москве - на 3,4 млрд руб. - собрали две связанные фирмы: «ТХЛ групп» и «Зеленхоз» (см. таблицу крупнейших получателей госзаказов). Среди учредителей «ТХЛ групп» были ростовский предприниматель Борис Ли, которого дважды судили по уголовным обвинениям, и москвич Дмитрий Тё, которого в СМИ называли родственником Павла Тё - совладельца девелоперской «Капитал груп» (подробнее см. врез). Павел и Дмитрий - однофамильцы, а не родственники, опровергает это представитель «Капитал груп». Совладелицей «Зеленхоза» значится жена Ли Татьяна.

А гендиректором «ТХЛ групп» была Елена Елманова, в 2011 г. возглавлявшая ГУП «Мосзеленхоз» - структуру, владеющую восемью совхозами декоративного садоводства в Москве и Подмосковье. Это предприятие - главный поставщик посадочного материала для озеленения Москвы, в год оно реализует 20 млн растений 360 видов, указано на сайте ГУПа.

Когда об успехах компаний Ли осенью прошлого года написали «Известия», мэр Москвы Сергей Собянин обрушился с критикой на Бирюкова за контракты, «отданные непонятно кому», рассказал «Ведомостям» один из участников заседания. После этого была создана комиссия с участием городских организаций, тендерного комитета, правоохранительных органов, которые проверили контракты с «ТХЛ групп» и «Зеленхозом» и выяснили, что проведенные конкурсы полностью соответствуют закону, объясняет Цыбин.

Он отмечает, что у столичных властей нет возможности выбирать подрядчика. «К сожалению, мы не могли прописывать в конкурсной документации требования к исполнителю и его владельцам, поэтому и выигрывали самые разные организации», - говорит Цыбин.

Профессионалы по благоустройству

Но если считать не только озеленение, но и другие работы по благоустройству, то больше всего госконтрактов за последние три года выиграла Московская инженерно-строительная компания (МИСК), созданная в 2008 г. Геннадием Животинским, до 2009 г. руководившим одним из крупнейших строителей инфраструктуры в Москве - «Мосинжстроем». МИСК строила для Москвы и здания, и дороги, получив с 2011 г. подряды более чем на 19 млрд руб. На благоустройство из них пришлось не менее 4 млрд руб. - например, МИСК обустраивала пешеходные зоны, укладывая плитку в центре столицы, занималась установкой каменных кадок для деревьев на Тверской улице и т. д. «Животинский был у нас главным по граниту», - шутливо комментирует это чиновник в мэрии. Именно за эти работы компанию больше всего критиковали: в начале 2013 г. блогер и журналист Андрей Малыгин предполагал, что Животинский с женой приобретали недвижимость в Майами на деньги, вырученные от укладки плитки в Москве, тогда как качество работ оказалось таким низким, что через полтора месяца покрытие пришлось менять. А журналист Павел Лобков и политик Алексей Навальный считали, что стоимость начатого весной 2013 г. озеленения Тверской была завышена в 16 раз - на установку 64 композиций из деревьев и кустов в гранитных контейнерах город выделил почти 530 млн руб., по 8 млн руб. за один комплект, тогда как у поставщиков похожие композиции можно было заказать по цене от 500 000 руб. за комплект.

Но к гранитным кадкам на Тверской Животинский формально отношения не имел. Он перестал значиться совладельцем МИСК в конце 2012 г., когда разгорался скандал с некачественно уложенной плиткой. Кстати, 2012 год вообще оказался для компании неудачным: объем полученных МИСК за этот год госконтрактов упал по сравнению с предыдущим годом в шесть с лишним раз. Доля Животинского перешла к бывшему вице-президенту банка «Зенит» девелоперу Дмитрию Андреенкову и Дмитрию Давыдову, до этого владевшему предприятиями в Тюмени. Гендиректором МИСК в 2013 г. был назначен Фарит Хайдаров, работавший топ-менеджером крупных компаний в Когалыме в те годы, когда этим городом руководил Собянин (см. врез). Объем выигранных компанией контрактов при новых владельцах вырос в несколько раз. Представитель МИСК сомневается в том, что Давыдов и Хайдаров были знакомы с Собяниным во время работы на Севере.

МИСК и ее совладельцы не получают никаких преференций от правительства Москвы, «такое даже представить нельзя, отношение к ней такое же, как и к другим подрядчикам», утверждает чиновник мэрии.

Впрочем, среди крупных московских благоустроителей немало известных профессионалов. Например, заказы на устройство газонов и цветников на 3,2 млрд руб. за 2011-2014 гг. получила крупная компания «Трансстромсервис», специализирующаяся на строительстве и ремонте дорог. Принадлежит она семье ее гендиректора Петра Шкатулова.

Еще один подрядчик, получивший много госзаказов в 2013 г., - компания «Макси флора» Максима Воскобойникова - не новичок в сфере озеленения. Принадлежащие Воскобойникову «Мастер букет» и «Флора стайл» занимались оптовой и розничной торговлей цветами и семенами, но разорились, зато те его фирмы, что занимаются госзаказами, сейчас переживают расцвет. Кстати, до 2009 г. отец бизнесмена Виктор Воскобойников был гендиректором ГУП «Мосзеленхоз».

Темные лошадки

Но есть среди удачливых конкурсантов и менее известные компании, кое в чем похожие друг на друга. Эти ООО, учрежденные физлицами незадолго до первых выигранных конкурсов, делят юридический адрес с сотнями других компаний, указывают в контактных данных почту на бесплатных серверах yandex.ru и mail.ru и соревнуются за одни и те же подряды.

Например, созданный 30 октября 2012 г. «Автодорстрой» уже через две недели подал заявку и выиграл свой первый госзаказ за 31 млн руб. В 2013 г. «Автодорстрой» участвовал уже в 19 конкурсах столичных госзаказчиков и победил в 12 из них, получив контракты на 893 млн руб. Единственное, что смогли узнать «Ведомости» про гендиректора и владельца этой компании Игоря Хурченко, - что «Автодорстрой» - первая его компания, а сам он, судя по ИНН, приехал в Москву со Ставрополья. По одному адресу с «Автодорстроем» зарегистрировано еще 178 компаний, что, по методическим указаниям ФНС, является одним из признаков компаний-однодневок. В регистрационных документах фирмы нет контактных телефонов, только адрес электронной почты на «Яндексе».

Постоянным конкурентом «Автодорстроя» на торгах было еще более удачливое ООО «Альянс»: за 2011-2013 гг. оно выиграло столичные конкурсы на 4 млрд руб. Его соучредитель Вадим Самыловских до 2011 г. владел компанией ЕВС вместе с Евгением Бирюковым, которого два московских подрядчика считают племянником вице-мэра Бирюкова. ЕВС и сама участвовала в городских конкурсах. Людей с фамилией Бирюков или бизнес-партнеров таких людей можно найти среди совладельцев других ООО, боровшихся за городские подряды (см. врез). Связаться ни с одной из этих компаний или их учредителями «Ведомостям» не удалось.

Вся информация о связях компаний, занимающихся благоустройством Москвы, с родственниками Петра Бирюкова - вымысел и фантазии тех, кому может быть выгодно бросить тень на заместителя мэра Москвы, убежден его пресс-секретарь Игорь Пергаменщик.

Главные по культуре

С этого года, после начала работы ГБУ «Мосзеленхоз», сомнительные организации не участвуют в озеленении городских территорий, «этой темы больше нет», уверен Цыбин.

Парки, подведомственные департаменту культуры, тоже теперь тратят деньги разумно, считает чиновник мэрии. К бюджетным деньгам они будут добавлять собственные средства. За прошлый год парки заработали 2 млрд руб., из которых 1,7 млрд руб. - Парк им. Горького и только 20% этих средств парки тратят на зарплату, а остальное инвестируют в развитие, говорит собеседник «Ведомостей». И руководствуются при этом городским стандартом благоустройства, в котором оговаривается, например, как должны выглядеть скамейки или детская площадка в парке и сколько они могут стоить. Потом все работы разбиваются на мелкие лоты - например, детская площадка или посадка аллеи, - чтобы не привлечь рейдеров объемом. Выигрывают их профессиональные подрядчики, часто иностранцы, которым не нужны сверхприбыли, они готовы работать с рентабельностью 20%, уверен чиновник мэрии. Кроме того, директора парков сейчас получают хорошую зарплату, сопоставимую с зарплатой директоров банков, поэтому не заинтересованы в откатах, продолжает собеседник «Ведомостей». В итоге благоустройство в пересчете на гектар обходится в 2-3 раза дешевле, чем при работе по старой схеме, заключает чиновник. Капков ранее рассказывал, что обустройство 1 га парковой территории будет обходиться городу в сумму от 5 млн до 20 млн руб.

Парки платят сейчас подрядчикам рыночную цену, другое дело, что они заказывают дорогие по стоимости работы, утверждает ландшафтный дизайнер, участвовавший в нескольких крупных городских проектах. «Можно было выбрать решения подешевле, но они любят все инновационное, и это не худший вариант, если деньги есть», - рассуждает собеседник «Ведомостей».

Но, возможно, старые лидеры госзаказа пытаются играть по новым правилам. В 2013 г. конкурсы на благоустройство и озеленение выигрывало ООО «Транслогистик», указавшее в своих данных такой же телефон, как у ТХЛ. Владелица и гендиректор этой фирмы - Галина Бутылина. До этого она была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем, занимавшимся розничной торговлей в д. Кураганово Тверской области. К началу 2014 г. «Транслогистик» собрала подряды на 700 млн руб.

Человек, ответивший по единому номеру «Транслогистик» и ТХЛ, представился «Ведомостям» специалистом, которого приглашают компании для участия в госзакупках, поэтому его телефон «много где указан». Он говорит, что ТХЛ и «Транслогистик» между собой не связаны. Впрочем, владельцев обеих компаний он не знает, так как это для его работы не важно.

Кстати, в начале этого года сама «ТХЛ групп» была продана. Ее купил Федор Епишин, раньше работавший директором по кадрам в одном из совхозов ГУП «Мосзеленхоз» - «Первомайском». Совладелец, связанный в прошлом с крупнейшим поставщиком рассады для Москвы, бизнесу пока не помог: контрактов с городом у ТХЛ больше нет, уверяют чиновники мэрии. Но в самой ТХЛ так, похоже, не считают: компания оспаривает расторжение контрактов в суде. Первую инстанцию она выиграла в конце мая. «Транслогистик» в этом году на озеленении не работает - не хватило административного ресурса, объясняет человек, ответивший по телефону компании.

МИСК будет участвовать в конкурсах на благоустройство, но дорожно-мостовое строительство принесет ей гораздо больше денег, чем благоустройство, считает пресс-секретарь компании Милена Арефьева. У МИСК после смены акционеров сменились и задачи: раньше компания стремилась развиваться в сфере ЖКХ, а сейчас она готова выйти на новый уровень и вернуть позиции в дорожно-мостовом строительстве, добавляет она.